У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Комплексная программа «Воспитание семьянина» как средство социализации младших школьников из неполных семей

При разработке комплексной программы «Воспитание семьянина», компенсирующей недостаточность социализации младших школьников из неполных семей, мы руководствовались положениями государственного образовательного стандарта общего образования, который указывает, что проблемы духовно-нравственного развития личности должны решаться в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьниками ценностей семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры народа, системы конфессиональных ценностей и в диалоге с ценностями других социальных общностей.

Теоретическим обоснованием программы стала мысль о том, что русский народ (как и другие народы), проявляя заботу о своих детях, всегда копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценности и традиции воспитания, поэтому народная педагогика обладает уникальным опытом, позволяющим на практике реализовать идею гармонизации человека с окружающей действительностью [56, 61]. Это особые первообразы, первоформы, «коды», которые носят универсальный характер и передаются из поколения в поколение. Они содержатся в мифах, сказках, пословицах, поговорках и сохранялись в человеческой культуре на протяжении тысячелетий, что свидетельствует об их силе и истинности (Н.Н. Макарцева) [99]. Эти положения о влиянии культуры на становление человека легли в основу содержания программы «Воспитание семьянина». С помощью таких средств культуры как литературные произведения, пословицы, поговорки, игры и др. были разработаны внеурочные занятия, позволяющие школьникам осмыслить собственный семейный опыт и освоить недостающий, что содействует формированию у них ценностного отношения к семье и содействует их социализации (О.С. Нестерова, М.Н. Недвецкая) [109, 110].

Психологическим обоснованием программы является положение о том, что социализация имеет деятельностный характер и наиболее успешна, если примерка и тренировка гендерной роли осваиваются ими в деятельности (Д.И. Фельдштейн) [160]. Направление творческой активности и деятельности школьников, связанной с пробами, тренировкой новых форм деятельности и осознанием их смысла в русло семейных ценностей, помогает педагогу создавать условия для осознания каждым собственной целостности и значимости в качестве носителя семейной истории и традиций. Оно достигается через развитие креативных способностей младших школьников и вовлечение родителей в коллективное жизнетворчество. Активизация детей и родителей достигается гуманистической позицией педагога, в соответствии с которой он начинает преобразовывать внеурочную работу в среду образования, природосообразную детству и культуросообразную гуманизму.

В русле концепции воспитания Л.И. Маленковой сутью воспитания является формирование отношения младших школьников к окружающему миру. Это отношение проявляется в трех формах:                                                                                               рациональной, эмоциональной и

поведенческо-деятельностной. Соответственно программа предусматривает три группы методов воспитания:                                                 убеждения,     стимулирующие (или возвратно­

оценочные) и организации жизни и деятельности младших школьников [97, с.312]. В соответствии с этой концепцией в программе использованы:

-          возвратно-оценочные методы - поощрения и наказания, обратная связь, эмоциональное стимулирование (создание ситуаций успеха, поощрение, постановка системы перспектив), которые содействуют формированию у школьников уверенности в своих силах и к стремлению к достижению ближних, средних и дальних перспектив (А.С. Макаренко) [100];

-          творческие задания и исследовательский поиск - позволяют обратиться к семейным ценностям и осмыслить окружающие младших школьников из неполной семьи связи и явления. В результате накопленный опыт начинает доминировать и влиять на их социализацию;

-          методы организации жизни и деятельности школьников - ситуации организованного опыта, ситуации свободного выбора, ситуации совместных переживаний, совместного нахождения наилучшего решения, работа в группах обеспечивают единство школьников с ближайшим микоросоциумом, в который входят сверстники и значимые взрослые;

-          методы убеждения - беседы (рассказ), дискуссии, психическое заражение. Известно, что формирование личности происходит благодаря социальному

механизму наследования и влияния воспитывающих взрослых. В связи с этим механизм подражания как наиболее характерный способ познания действительности, а подражательность как основное свойство развивающейся личности и как наиболее эффективный для младших школьников метод убеждения, стал основным методом компенсации недостающего социального опыта для младших школьников. (Л.Г. Ковалев, Я.Г. Николаева, Д.И. Фельдштейн, К.Г. Юнг и др.). Школьник из неполной семьи еще не способный к глубокому, дифференцированному отображению действительности, познает ее путем подражания действиям взрослых людей и сверстников, которые уже усвоили новые способы поведения [75, 111, 159, 181]. Подражание не только не препятствует становлению самостоятельности и творческой деятельности, но в младшем школьном возрасте является одним из способов формирования этих качеств. Чем больше осмысленно подражание, тем ближе оно к переходу в самостоятельную деятельность. (А.Г. Ковалев, К.Д. Ушинский) [75, 158].

Зрелое подражание вполне совместимо с индивидуальностью поведения [19]. Подкрепление педагогом социально одобряемых поведенческих стереотипов содействует социализации младших школьников из неполных семей, в окружении которых имеется недостаток объектов подражания [75, с.35]. Дальнейшие воспитание и обучение формируют у школьников генеральные представления и понятия, обеспечивают им правильную ориентировку в действительности, умение дифференцировать различные формы поведения людей, правильно оценивать их и делать сознательный выбор. Поведение не управляется только внутренними психическими силами или только влиянием внешней среды, а включает также
когнитивные структуры. Переживания и ожидания личности, возникающие вследствие участия в программных занятиях, ее вера и самовосприятие детерминируется влиянием окружающих сверстников, взрослых и событий, впечатлениями от поощрений и успехов и становятся причинами поведения [178, с.56].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/439179.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.