У нас уже 25510 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Реализация экспериментальной модели формирования нравственных ценностных ориентации в образовательном процессе ДОУ

На формирующем этапе эксперимента для детей экспериментальной группы реализовывалась разработанная нами педагогическая модель, пред­ставленная выше в параграфе 2.2. В образовательный процесс детей кон­трольной группы никаких изменений не вносилось.

Вначале в качестве специальной цели образовательного процесса ДОУ-участников эксперимента, была сформулирована цель: формировать нравственные ценностные ориентации детей в единстве когнитивного, эмо-тивного и поведенческого компонентов. Эта цель конкретизировалась в ряде задач, в которые входило: ознакомление детей с системой общечеловеческих нравственных ценностей, доступных для детей старшего дошкольного воз­раста (подробно охарактеризована в параграфе 1.2); формирование ценностных представлений детей о нравственных качествах личности; развитие их положи­тельного отношения к нравственным ценностям-качествам и адекватных эмо­циональных реакций на нравственные и безнравственные поступки; формиро­вание нравственного поведения и направленности личности дошкольников.

На основе выявленной и охарактеризованной в теоретической модели системы педагогических условий, способствующих эффективному формиро­ванию нравственных ценностных ориентации старших дошкольников, была проведена соответствующая работа по изменению образовательного про­странства ДОУ-участников эксперимента.

Вначале была осуществлена специальная подготовка педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных работников, инструкторов по физкультуре, псит хологов и др.) к формированию нравственных ценностных ориентации у де­тей. Для апробации педагогической модели было важно, чтобы педагоги ДОУ лично приняли актуальность предложенной нами проблемы, заинтересова­лись возможностью определения педагогических условий формирования личности, способной ориентироваться на нравственные ценности в процессе жизнедеятельности. Данная работа была построена в ключе творческого со-

147

 

вместного поиска методов, форм, средств формирования нравственных цен­ностных ориентации у старших дошкольников.

Для этого актуализировались цели и задачи эксперимента, проведен курс лекций и ряд бесед с педагогическим персоналом по проблемам форми­рования нравственных ценностных ориентации у детей старшего дошкольно­го возраста. Примерная тематика лекций для воспитателей приведена в При­ложении № 5.

Неоднократно проводилось анкетирование, в процессе которого были выявлены особенности понимания педагогами проблемы нравственности, их видение причин безнравственного поведения детей и взрослых в современ­ном мире, ключевых нравственных ценностей и нравственных качеств лично­сти, которые необходимо формировать уже с дошкольного детства. Анкеты для педагогов ДОУ представлены в Приложении № 6.

Результаты занятий с педагогами еще раз подтвердили мысль о том, что только нравственный человек может сформировать нравственную личность; только тот, кто ориентируется в своей жизни на нравственные ценности, мо­жет воспитать людей, ориентирующихся на нравственные ценности. Поэтому работу по формированию нравственных ценностных ориентации детей следу­ет начинать с собственного самовоспитания и нравственного совершенство­вания. С этой целью педагогам были предложены советы по самовоспитанию, которые приведены в Приложении № 7.

Следующим шагом в реализации экспериментальной программы стало совместное с педагогическим персоналом выявление индивидуальных и воз­растных особенностей, задатков и возможностей, интересов и потребностей, ожиданий и переживаний воспитанников, опора на которые выступает одним из наиболее важных педагогических условий исследуемого процесса. Для этого преимущественно использовались методы наблюдения за воспитанни­ками в различных видах деятельности, беседы с ними и их родителями.

В соответствии с выделенными педагогическими условиями в ДОУ-участниках эксперимента стремились создать среду, подходящую для сво­бодного и полноценного личностного развития ребенка. С этой целью в каж-

148

 

дой возрастной группе выделялись центры (зоны), содержащие разнообраз­ные материалы для развивающих игр и занятий, предоставляя право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей до­школьников. Особое внимание при организации предметной развивающей среды обращалось на подбор игрушек и игр позитивного нравственного со­держания. Одним из принципов нашей работы было отсутствие в группах иг­рушек, играя в которые ребенок «мог разрушать мир» - виды оружия, робо­ты, пираты, военная техника и т.п.

Существенную роль в формировании ценностных ориентации детей дошкольного возраста выполняют такие средства, как мягкие игрушки, влияющие на развитие нравственных чувств. Мягкие игрушки занимают осо­бое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого они сдела­ны, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное со­стояние, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - ра­дость и доброжелательность. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ре­бенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Кроме того, кукла воспринимается ребенком как идеальный друг, который все по­нимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном люби­мом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков [121, 127]. В связи с этим при организации предметной развивающей среды мы обращали вни­мание на наличие мягких игрушек (мишки, зайца, собаки и т.п.) и кукол в группах ДОУ.

Важным элементом развивающей нравственной среды и педагогиче­ским условием процесса формирования нравственных ценностных ориента­ции на предшкольном этапе образования выступает создание атмосферы доб­рожелательности, уважения и доверия в образовательном процессе ДОУ. Становление нравственных ценностных ориентации, главным образом, про­исходит во взаимодействии людей (в совместной деятельности, в общении). Воспитатели старались вызывать у детей ощущение психологической защи-

149

 

щенности, чувства уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Педагоги своим поведением показывали, что понимают воспитанников и го­товы порадоваться их успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д.

Главными принципами образовательного процесса стали гуманистиче­ские идеи понимания, принятия и признания детей как равноправных парт­неров во взаимоотношениях с педагогами. Взрослые, работающие с детьми, старались смотреть на происходящее одновременно с точки зрения ребенка и со своей собственной, проникать во внутренний мир воспитанника, отстра­няясь от своих собственных представлений и побуждений. Это позволяло по­нимать детей, видеть побудительные мотивы, движущие ими, планировать или корректировать процесс формирования нравственных ценностных ориен­тации, опираясь на интересы и потребности воспитанников. Педагоги стара­лись научить воспитанников на собственном примере уважительному отно­шению к окружающим, их принятию, учету их мнения. В процессе формиро­вания нравственных ценностных ориентации за дошкольниками признавалось право голоса воспитанника в решении различных ситуаций. Педагог, знакомя детей с образцами и эталонами оценки различных норм поведения, вырабо­танными в социуме и отечественной культуре, разъяснял личностную значи­мость различных вариантов поведения для ребенка и предоставлял ему воз­можность выбора.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.