У нас уже 29154 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Совершенствование организационно-экономического механизма управления и регулирования банковским сектором

Как было показано нами выше, банковская система не в состоянии самостоятельно разрешать возникшие в ней проблемы. Для борьбы с кри­зисами требуется участие государственных органов регулирования и кон­троля.

Впервые комплексный подход к антикризисному управлению стал применяться в США в период Великой депрессии, когда американская банковская система испытала крупнейшие в своей истории потрясения. Попыткой остановки развала банковской системы явилось инициирование организации банками в 1931 году «Национальной кредитной корпорации», которая, к сожалению, быстро оказалась несостоятельной. В 1932 году при участии государства корпорацию преобразовали в «Реконструкционную финансовую корпорацию». В 1933 году, согласно «Банковскому акту Глас-са - Стиголла», вводилось государственное страхование банковских депо­зитов, предусматривалось создание Федеральной корпорации по страхова­нию депозитов (ФКСД) и Комитета Федеральной резервной системы по операциям на открытом рынке. Проведенные таким образом организаци­онные преобразования банковской системы США, а также антикризисные мероприятия увенчались успехом. Однако банковский сектор страны снова подвергся кризису на рубеже 1980-90-х годов; по мнению специалистов [147, с. 149], особую роль в его развитии сыграло ослабление государст­венного регулирования, предшествовало которому принятие Закона о де­регулировании депозитных учреждений и монетарном контроле [84, с. 296]. Правительство вынуждено было снова принять меры государствен­ного антикризисного регулирования — в 1989 году создана Ликвидацион­ная трастовая корпорация с целью работы с обанкротившимися ссудосбе-регательными организациями, после закрытия которой в 1995 году данные полномочия были переданы в ведение ФКСД.

 

120

w

Финансовый кризис 1990-х годов в Японии также сопровождался ор­ганизационными преобразованиями в системе антикризисного регулиро­вания банковского сектора. Так, в 1997 году создано Агентство финансо­вого надзора, в 1998 году - Комитет по возрождению финансовой системы, в 1998 году, кроме того, принят пакет законов по стабилизации кредитно-денежной системы, в 2001 году - Корпорация по взиманию и защите прав кредиторов.

Последствия и масштабы долгового кризиса, роль банков в его раз­витии потребовали от банковских властей разных стран выработки более

четких и универсальных требований к капиталу банка. Это выразилось в «<

заключении Базельского соглашения, утвердившего взаимно согласован­ные и действующие стандарты по банковскому капиталу. К 1999 году к со­глашению присоединились около 100 государств.

В условиях глобализации возросло значение международных орга­нов регулирования и их взаимодействия с национальными правительства­ми.

Оценивая опыт антикризисного управления и регулирования в рос­
сийской банковской сфере, следует подчеркнуть, что за более чем десять
лет функционирования российская банковская система не раз сталкивалась
с трудностями в своей деятельности, которые нередко выливались в бан-
ф                     кротства отдельных банков или даже в общие кризисы банковской систе-

мы в целом. В течение этого времени коммерческие банки и регулирую­щие органы, разумеется, применяли инструменты антикризисного управ­ления, которые в той или иной степени призваны были разрешить сло­жившиеся кризисные ситуации, преодолеть их последствия и восстановить эффективную работу банковской системы.

На микроуровне (уровне отдельного банка) и макроуровне (уровне банковской системы) нашли свое применение как инструменты, предна­значенные для предотвращения кризисных ситуаций, так и инструменты, необходимые для преодоления уже начавшегося кризиса.

 

121

В отношении инструментов первой группы на уровне отдельного банка речь, в частности, идет о системах внутреннего контроля, монито­ринга внешней среды, сдержек и противовесов. Так, в российских банках действуют системы внутреннего контроля, которые отслеживают соблю­дение лимитов, выполнение внутрибанковских инструкций и законода­тельства; в крупных банках есть специальные подразделения, занимаю­щиеся мониторингом внешней среды, оценивающие и прогнозирующие изменения экономической конъюнктуры, макроэкономических показате­лей. Следует, однако, отметить, что оценка эффективности применения отечественными банками внутреннего контроля и мониторинга внешней среды в целях антикризисного управления, то есть для предотвращения развития кризисных ситуаций, представляется достаточно сложной зада­чей, требующей специального исследования. Тем не менее, само наличие в штатной структуре банка соответствующих служб, придание им необхо­димых функций и полномочий, проведение службой внутреннего контроля регулярных проверок, отражение на Интернет-сайтах банков аналитиче­ских материалов о состоянии рынков, говорят о том, что, по крайней мере, данные инструменты есть у отечественных банков в наличии [129, с. 116].

Функция сдержек и противовесов между различными уровнями бан­ковского менеджмента реализована лишь отчасти; нередко в зависимости от структуры собственности владелец или высшее руководство начинают оказывать доминирующее влияние на деятельность банка. Наличие сба­лансированной структуры управления на более низких уровнях, по нашему мнению, напрямую связано с профессиональными способностями кон­кретных высших руководителей, квалификацией и личными качествами менеджеров среднего звена, являясь, таким образом, характерной особен­ностью банка.

На государственном уровне основным субъектом антикризисного управления выступает Центральный Банк РФ. За ним законодательно за­креплены функции по разработке и проведению совместно с Правительст-

 

122

вом РФ денежно-кредитной политики, функции кредитора последней ин­станции, вьщачи и отзыва лицензии у кредитных организаций, анализу и прогнозированию состояния экономики РФ, функции по надзору за дея­тельностью кредитных организаций и банковских групп, за соблюдением ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России, ус­тановленных обязательных нормативов. Главными целями банковского ре­гулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для эффективного выполнения своих функций ЦБ осуществляет дис­танционный анализ и проверки банков на местах. В настоящее время все большее внимание ЦБ уделяет упреждающему надзору, направленному на выявление проблем в ранней стадии. Для повышения качества оценки состояния кредитных организаций внедряется система персональных кура­торов, способных выносить мотивированное суждение о качестве управле­ния и других аспектах деятельности банков, которые не формализованы в инструкциях.

Своей деятельностью Центральный Банк стремится не только непо­средственно поддержать стабильность банковской системы, но и стимули­рует сами банки к внедрению инструментов, препятствующих возникнове­нию кризисных ситуаций.

Для обеспечения мероприятий по реструктуризации банковской сис­темы была создана Государственная корпорация «Агентство по реструкту­ризации кредитных организаций» (АРКО), приняты законы о банкротстве кредитных организаций и их реструктуризации. К достоинствам Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по мнению специалистов-правоведов, следует отнести наличие объемной и тщательно прописанной системы мероприятий, направленных на предупреждение не­состоятельности банков (так как такая несостоятельность в отличие от не­состоятельности других участников гражданского оборота связана с боль­шими финансовыми потерями клиентов, а иногда и банкротства послед-

 

123

них), значительного количества процедурных норм, регулирующих про­цесс банкротства кредитных организаций [117, с. 352]. В качестве недос­татков данного закона Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин называют предостав­ление Банку России слишком широкой возможности свободно распоря­жаться своими материальными правами, также, по их мнению, не получи­ли должной детализации взаимоотношения Банка России с кредитными организациями в процессе банкротства [117, с. 352].

АРКО являлось специализированной государственной организацией, созданной для финансового оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Стратегия деятельности АРКО по орга­низации антикризисного управления банком и его финансовому оздоров­лению заключалась в последовательном проведении работ по трем направ­лениям.

  1. Реструктуризация обязательств перед кредиторами. Задачей этого этапа является организация справедливых и прозрачных расчетов для всех групп кредиторов, определение совместно с кредиторами порядка и усло­вий погашения долга в зависимости от наличия у банка активов, их стои­мости и ликвидности. Как правило, для комплексного регулирования за­долженности перед кредиторами применяется институт мировых соглаше­ний законодательства о банкротстве.
  2. Рекапитализация банка. На этапе перехода банка под управление АРКО уставный капитал списывался до реального значения собственных средств. При принципиальном решении вопроса о дальнейших направле­ниях оздоровления банка его уставный капитал увеличивался до величины, необходимой для осуществления нормальной банковской деятельности (как правило, не менее 1 млн. евро).

Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструк­туризации банка.

 

124

3. Операционная реструктуризация, подразумевающая комплекс мер по реорганизации банка, систем его управления, повышения качества кор­поративного управления.

Департамент по организации антикризисного управления АРКО за­нимался инвентаризацией активов банков, реструктуризацией активов и пассивов, выкупом и управлением активами банков, выкупом контрольных пакетов акций банков, проведением дополнительной эмиссии акций, вы­пуском и размещением долговых бумаг банков и их должников. Для анти­кризисного управления АРКО использовалась более четкая методология работы с банками на стадиях санации и ликвидации. При составлении пла­на реструктуризации банка описывалось поэтапное проведение мероприя­тий с указанием сроков и исполнителей. Отражалось участие акционеров и третьих лиц в реструктуризации, методика работы с активами банка, меро­приятия по восстановлению и поддержанию ликвидности, реструктуриза­ция задолженности перед нерезидентами, физическими лицами, юридиче­скими лицами, бюджетом и внебюджетными органами, меры по сокраще­нию расходов и получению доходов в период реструктуризации и в пер­спективе.

Методика работы АРКО с активами имела следующие задачи: обес­печение возвратности средств, затраченных на реструктуризацию банков; получение доходов, необходимых для обеспечения функционирования агентства; эффективное использование активов.

Организация работы с проблемными кредитами предусматривала полное сопровождение кредита (качество, контроль за погашением креди­та и уплатой процентов, начисление резервов), секьюритизацию кредитов (продажа части кредитного.портфеля в форме ценных бумаг), проведение продажи (уступка права требования), погашение в форме зачета взаимных требований, проведение реструктуризации кредитного портфеля, реализа­ция обеспечения по кредиту.

 

125

Основные направления работы с ценными бумагами сводились к проведению торгов на последней стадии реализации пакетов акций, проведению взаимозачетов, реструктуризации портфелей ценных бумаг.

Агентство вынуждено было осуществлять тот комплекс мер, которые следовало выполнять менеджерам. В сложных ситуациях АРКО считало правильным обращаться за консультациями к специализированным орга­низациям. Вот здесь-то и существовал краеугольный камень антикризис­ного регулирования банковской системы с позиции противоречивости и ограниченности основных полномочий АРКО.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/457592.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.