У нас уже 29154 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Реструктуризация и ее роль в системе антикризисного управления и регулирования банковским сектором

Одной из задач развития банковской системы после достижения макроэкономической стабилизации является ее адаптация к рыночным ус­ловиям хозяйствования, сопровождающаяся, как правило, процессом рест­руктуризации, означающим приспособление структуры ресурсов к новым ценам и условиям ограниченности, а также изменение структуры активов в соответствии с конкурентными преимуществами и спросом на банковские продукты. Она может включать организационные изменения, выражаю­щиеся в разделении, слиянии, поглощении или присоединении банков.

Реструктуризация не является самоцелью, а становится для многих субъектов основополагающим условием выхода из кризисного состояния. Необходимость ее проведения вызвана тяжелым финансовым положением ряда кредитных организаций, невозможностью обеспечить рентабельное функционирование при соблюдении нормативных требований ЦБРФ и со­хранении оптимального соотношения риск - доходность - ликвидность.

Исследователи трактуют реструктуризацию как комплекс мероприя­тий по преодолению неустойчивости отдельного банка или банковского сектора в целом и восстановление его способности выполнять базовые банковские функции. На наш взгляд, подобная трактовка процесса рест­руктуризации банковской системы носит упрощенный характер. Реструк­туризации должны быть подвержены не только финансово неустойчивые кредитные организации. Целесообразно осуществлять динамично положи­тельные изменения в стратегии и тактике финансово устойчивых банков­ских структур. Методологический подход основан на идее реструктуриза­ции банковского бизнеса с целью формирования оптимальной российской системы, оптимального и высокоэффективного пакета банковских продук­тов и технологий, которые каждый конкретный банк реализует на конку­рентной основе.

 

142

В законе «О реструктуризации кредитных организаций» [5] реструк­туризация трактуется как комплекс мероприятий, применяемых к кредит­ным организациям и направленных на преодоление их финансовой неус­тойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законода­тельством.

Исследователи рассматривают различные типы процесса реструкту­ризации. Так, в частности, Э.Х. Лойт [79] выделяет два типа: инициатив­ную реструктуризацию, предпосылки которой лежат в стратегии развития отдельных кредитных организаций, и инициированную (принудительную) реструктуризацию, ориентированную на преодоление последствий кризи­сов, повышение качественного уровня финансового посредничества, рас­пространяющегося на всю банковскую систему. На наш взгляд, также сле­дует выделять реструктуризацию банковской системы на региональном уровне, так как формирование национальной банковской системы невоз­можно без ее структурирования в регионах.

Процесс реструктуризации первого этапа характеризуется совокуп­ностью взаимосвязанных изменений организационной, юридической, управленческой, технологической базы банковского дела. Решающая роль в реструктуризации принадлежит государству, в то время как компетенция Центрального банка ограничивается задачами регулирования и контроля деятельности кредитных организаций.

Реструктуризация банковского сектора со стороны государства, чаще в мировой практике, выражается в оказании финансовой помощи субъек­там кризисных отношений как банковского, так и небанковкого сектора, а помощь ЦБ ограничивается исключительно кредитной формой, в России эту роль выполнял ЦБ через Агентство по реструктуризации кредитных организаций, где он имел контрольный пакет.

В зависимости от глубины и конкретной направленности изменений в банковской сфере выделяют четыре уровня реструктуризации банковско-

 

143

го сектора с учетом компетенции и меры ответственности ЦБ:

  1. оптимизация соотношения между регулированием и дерегулиро­ванием различных сегментов денежно-кредитного рынка;
  2. обновление институциональной структуры банковской системы в связи с допуском на рынок новых категорий кредитных организаций, рас­ширением или сужением круга разрешенных операций (инструментов) действующим организациям;
  3. преобразование функциональной структуры отдельных организа­ций или их категорий;
  4. совершенствование системы управления деятельностью кредит­ных организаций, подлежащих реструктурированию.

Следует отметить, что меры по реструктуризации банковской систе­мы на государственном уровне должны предполагать обеспечение фунда­ментальных основ, таких как:

приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

равное отношение со стороны государства к защите интересов всех кредиторов и клиентов банка;

прозрачность и открытость процесса реструктуризации;

экономическую ответственность собственников банков, не способ­ных платить по обязательствам, выраженную в сокращении доли и объе­мов принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к реструк­туризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал бан­ков;

участие кредиторов в конкретных процедурах реструктуризации;

оказание государственной поддержки только тем банкам, которые успешно реализуют программы финансового оздоровления и самостоя­тельно решают возникшие проблемы.

Осуществление непосредственной реструктуризации коммерческих банков и управление реструктуризацией системы кредитных организаций настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что, с точки зрения дос-

 

144

тижения поставленных целей, не могут существовать друг без друга [117, с. 156]. Реструктурирование отдельных банков не может быть эффектив­ным без изменения системы в целом. Оно относится к регулирующим функциям ЦБ РФ. Такая работа подразумевает проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности банка или его ликвидацию как про­блемного. Реструктуризация предполагала самостоятельное выполнение мероприятий по предписанию ЦБ РФ либо проведение мероприятий на до­говорной основе с АРКО.

К сожалению, Закон «О реструктуризации кредитных организаций» сводит реструктуризацию банковской системы к реструктуризации от­дельных банков, не затрагивает верхнего уровня и не предусматривает создание самостоятельно действующих организаций по управлению акти­вами,- гарантированию вкладов. АРКО действовало для определенного круга банков и выполняло свои функции как некоммерческая государст­венная корпорация, подчиненная Центральному Банку.

На наш взгляд, реструктуризация банковской системы должна учи­тывать ряд моментов:

правительству, в виде институционального образования, следует вы­купать просроченную задолженность проблемных банков;

процесс наполнения капиталом банков должен быть непрерывным;

целесообразно участие субъектов хозяйствования в капитале банков только после того, как они станут функционировать эффективно;

ежегодное выделение бюджетных средств для реструктуризации банковской системы в целом и на разных уровнях с целью предупрежде­ния системного банковского кризиса;

реализация проектов возврата кредитных ресурсов, выданных под гарантии местных органов власти.

Реструктуризация банковской системы предполагает поэтапное ре­шение конкретных задач [79, с. 200-201]:

создание макроэкономических предпосылок развития банков путем

 

145

качественного улучшения управления экономикой, поиска стимулов эко­номического роста, совершенствования законодательной, бюджетной, на­логовой, денежно-кредитной, инвестиционной политики, укрепления об­щегосударственных, региональных финансов;

разработка комплексной программы совершенствования денежных и кредитных отношений системы, определяющих взаимоотношения Цен­трального Банка и коммерческих банков;

на основе создания общенациональной системы определение взаи­мосвязи между материальными и денежными потоками;

повышение роли государства в формировании банковского сектора рыночной модели при эффективной межбанковской конкуренции;

формирование эффективно функционирующего рынка ценных бу­маг, представляющего источник инвестирования в реальный сектор;

преодоление неравномерности в распределении финансовых ресур­сов, финансовой зависимости отдельных регионов от внешнего финанси­рования;

формирование банка нового типа через создание банковских холдин­гов, групп, транснациональных банков с участием российского и зарубеж­ного капитала.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/457592.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.