У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Потенциал личности в становлении профессионализма

Категория "потенциал" относится к числу общенаучных понятий, мето­дологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Потен­циал (от латинского potens - сила) в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, решения ка­кой-либо задачи [54, с. 292-293].

Человеческий потенциал - понятие, номинирующее концепцию устойчи­вого развития, которая возникла в 90-е годы XX века в мировой и отечест­венной литературе и имела цель сформировать такое интегральное представ­ление о человеке, которое могло бы быть достаточно строгим и в то же время операционализируемым. В 60-80-е годы предлагалось немало концепций с подобными же целевыми ориентациями: «человеческих ресурсов» и «челове­ческого капитала», «уровня жизни» и «качества жизни». Первые две рас­сматривали человека, прежде всего, как существо общественное, две другие, напротив, - как существо потребляющее. Концепция же «Потенциал лично­сти» включает в себя оба эти аспекта, но она более объёмна, поскольку при­звана раскрыть с максимальной полнотой представление о самоценности че­ловека в социуме, его профессиональном становлении.

Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли деятельности личности, выступающей в качестве основания для преобразо­вания всей жизнедеятельности. Проблема развития потенциалов личности рассматривается в науке в связи с изучением вопросов развития творческих способностей человека (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости, креативности лично­сти:

- в отечественных исследованиях - Г.С. Альтшуллером [1], Л.С. Выгот­ским [20], В.В. Давыдовым [116], А.Ю. Козыревой [58], М.В.Колосовой [60],

 

58

И.С. Коном [61-62], Б.М.Тепловым [146], В.И. Максаковой [78] и др.;

- в зарубежных исследованиях - Ф. Барроном (F. Barron) [170], Э.де Бо­но (D'Bono) [15], Дж. Гилфордом (J. P. Guilford) [172], Ф. Джексоном (F. Jackson) [32], Д.Льюисом (D. Lewis) [74], Р. Стернбергом (R. Sternberg) [173], К.Тейлором (K.Taylor) [145], П. Торренсом (P. Torrance) [174] и др.

В науке имеются предпосылки для рассмотрения внутренних ресурсов человека как источников его эффективной деятельности. В психологии ис­пользуется понятие «личностный потенциал». Оно характеризует внутрен­нюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. В рамках лич­ностного потенциала человека выделяют психофизиологический и творческий потенциал. В психофизиологический потенциал включают задатки, тип нерв­ной системы, темперамент, эмоционально-волевую сферу человека. К творче­скому потенциалу отнесены интеллект, креативные и лидерские способности [127].

Столяренко Л.Д. [138] выделяет пять потенциалов личности:

  1. Познавательный - определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, складывающейся из знаний о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в себя и психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность.
  2. Ценностный - определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентации (идеалов, убеждений, жиз­ненных целей, устремлений и т.д.).
  3. Творческий - определяется полученными личностью и самостоятель­но выработанными умениями и навыками, способностями к действию и ме­рой их реализации в той или иной сфере.
  4. Коммуникативный - определяется мерой и формами ее общительно­сти, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людь­ми.

 

59

5. Художественный - определяется уровнем, содержанием, интенсивно­стью художественных потребностей личности и тем, как она удовлетворяет их.

С. Гришпун [28] выделяет личностно-деловой потенциал школьника, яв­ляющийся интегративнои характеристикой подготовленности выпускника к выбору профессии. К личностным качествам он относит индивидуально-творческие ресурсы (интересы, склонности, способности), а к деловым -умения самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельно­сти (самостоятельность, решительность, инициативность). Иными словами, речь идет о развитии комплекса качеств у личности, позволяющих ей оценить собственные ресурсы, выбрать сферу применения своих способностей, повы­сить готовность к самостоятельному трудоустройству в условиях конкурен­ции и возможной безработицы.

В.А. Ганзен и Л.А. Головей используют понятие «потенциалы возрастно­го развития». Авторы выделяют детерминанты и потенции (потенциалы) индивидуального развития человека, считают, что освоение основных видов деятельности оказывает значительное влияние на формирование потенциаль­ных возможностей человека [24].

Потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельности человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.

В отечественной психологии способности рассматриваются не как гото­вые, а как развивающиеся свойства, что позволяет выделить потенциальные и актуальные способности. К.К. Платонов следующим образом раскрывает по­нятие «потенциальные способности» человека. Потенциальные способности - способности к еще не совершаемой деятельности, в которых проявляется в основном процессуальная сторона личности. При выполнении этой деятель­ности потенциальные способности становятся актуальными способностями [103].

 

60

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер используют понятие «личностный потенциал» при анализе карьерного успеха. Авторы считают, что недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстерналь-ный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная неста­бильность, неконструктивные установки относительно достижений: боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело) препятствует достижению карьерного успеха [109].

Б.Г. Ананьев [4] отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллектуальный потенциал, по мне­нию Н.А. Грищенко, это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов человека как субъекта деятельности с движущими силами интел­лекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями че­ловека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивно­сти человека в процессе деятельности. Исследователь считает, что раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвя­зей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект - личность [29, с. 186-188].

Близким к рассмотренному выше понятию является понятие ресурс.

Словари определяют ресурсы как средства, запасы чего-нибудь, к кото­рым обращаются в случае необходимости, возможности (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы) [136].

Этимология свидетельствует о том, что слово ресурс заимствовано во второй половине XIX в. из французского языка, где ressource является суф-фиксным производным от ressourdre - «подниматься» и, в свою очередь, вос­ходит к латинскому resurgere «распрямляться, подниматься» [152,162].

Под ресурсом организма понимаются возможности, источники активно­сти человеческого организма.

Кроме понятий ресурса и потенциала, используется родственное им по-

 

61

нятие «резерв». Под резервом (фр. reserve, лат. reservare - сберегать, сохра­нять) понимается [136]:

  1. запас чего-либо на случай надобности;
  2. источник, откуда черпаются необходимые новые средства, силы.

Термин «резервы» применительно к человеку заимствован из теории на­дежности. Резервирование - главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяют структурное и функциональное резервирование. Под структурным резервированием пони­мается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неис­правные элементы, избыточность (наличие нескольких вариантов взаимодей­ствия между элементами системы) и дублирование. Под функциональным ре­зервированием понимаются те диапазоны условий, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. Все виды резервирования связаны с определенной избыточностью.

Существует связь между ресурсами и резервами человека. В процессе деятельности могут возникать конфликтные взаимоотношения между усло­виями деятельности и возможностями человека по ее выполнению. Психика человека, выполняющая роль интегрального регулятора, обеспечивающего адекватное расходование и поддержание на должном уровне всех видов ре­сурсов человека, определяет приоритетность того или иного мотива на какой-то промежуток времени. Соответственно, идет мобилизация и перераспреде­ление всех видов ресурсов. При очень большой активизации общий объем оперативно используемых ресурсов может возрастать за счет резервов орга­низма.

Отмечается две общие закономерности расходования резервных ресур­сов:

  1. их объем хотя и изменяем, но на период определенного цикла дея­тельности всегда ограничен;
  2. существует определенная специфичность общих ресурсов, например,

 

62

ресурс внимания не заменяется ресурсом мышечной энергии и т.д. [166].

Г.В. Суходольский пишет о ресурсах деятельности и ресурсах работы. Работу автор представляет в виде последовательного решения задач деятель­ности на рабочем месте. В качестве ресурсов работы субъектов автор рас­сматривает информацию, материал и энергию. Сама же работа, по мнению исследователя, выступает в этом случае «ресурсом функционирования дея­тельности» [140, с. 77].

Для успешного выполнения какой-либо деятельности, особенно в небла­гоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию допол­нительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получе­ние положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воз­действий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходи­мой основой его успешной социализации. Термин «ресурсность», а также обозначение потенциальных возможностей применяются и к личностным свойствам человека.

В процессе реализации профессиональных функций ресурсы преобразу­ются в результаты. Поэтому производство результатов должно уравновеши­ваться поступлением ресурсов. При дефиците или избытке ресурсов необхо­димое равновесие нарушается. Возникают известные проблемы недогрузки или перегрузки работников с не менее известными последствиями (моното-ния и психическая напряженность, снижение готовности, производительно­сти, надежности и качества труда, качества продукции, деформации личности и т.д.). Ресурсы не только должны быть в наличии, но и должны поступать в работу в необходимом количестве, в нужное время и в определенном месте. Автор приходит к выводу, согласно которому «многие особенности действий и деятельности в целом обусловлены локальным и общим балансом (или дисбалансом) ресурсов и целей, а значит, и результатов» [140, с. 78].

Очевидно, что в рассматриваемом контексте речь идет, в большей степе-

 

63

ни, о внешних ресурсах как источниках успешной (результативной) деятель­ности. В свою очередь, продолжая логическую цепочку, предложенную Г.В. Суходольским, можно говорить о деятельности как ресурсе формирования и развития профессионализма человека.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на по­лучение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у чело­века некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необхо­димой основой его успешной профессионализации.

В этом смысле мы предполагаем, что существует некоторая совокуп­ность свойств человека, рассматриваемая как внутренний потенциал (ресурс), который обеспечивает возможность успешного освоения профессии, высоко­эффективную профессиональную деятельность и развитие профессионала. Эту совокупность свойств будем обозначать как индивидуальный ресурс профессионального развития.

В науке имеются предпосылки для рассмотрения внутренних ресурсов человека как источников его эффективной деятельности.

В социологии труда используется понятие «личностный потенциал ра­ботника». Оно характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. В рамках личностного потенциала человека выделяют психофизиологический, трудовой и творческий потенциал. В психофизиоло­гический потенциал включают задатки, тип нервной системы, темперамент, эмоционально-волевую сферу человека, его работоспособность. Трудовой по­тенциал связывают со способностями и готовностью к труду в условиях рын­ка, профессиональными знаниями и умениями, профессиональными навыка­ми, мотивами трудовой деятельности, а также идентификацией работника с

 

64

коллективом. К творческому потенциалу отнесены интеллект, креативные и лидерские способности (Ромашов О.В. [125]).

Понятие потенциала и ресурсов человека применяется и в психологии. Термин «ресурсы» используется в качестве характеристики резервов орга­низма человека. Г.Селье использует понятие «адаптационные ресурсы орга­низма» при рассмотрении фаз стресса [132].

В.И.Медведев пишет о системе адекватной мобилизации ресурсов орга­низма [88, с. 99-109].

Термин «ресурсность», а также обозначение потенциальных возможно­стей применяются и к личностным свойствам человека. К.К.Платонов ис­пользовал термин «потенциальное призвание», характеризующий призвание личности к соответствующей деятельности. В процессе этой деятельности потенциальное призвание становится либо актуальным, либо иллюзорным [103].

А.К. Маркова в качестве важнейших внутренних условий достижения человеком высот профессионализма выделяет наличие у него системных ка­честв, соответствующих возможности профессионального роста и развития, а также индивидуальную ресурсность человека [83].

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, рассматривая кризисы профессионального развития человека, используют термины «творческий потенциал» и «ресурс активности индивида» [50, с. 35-44].

Ф.С. Исмагилова, говоря о необходимых свойствах профессионала в ус­ловиях рыночных отношений, в качестве одного из них видит конкуренто­способность, наличие которой предполагает активную позицию самого субъ­екта и зависит от его ресурсов. Подчеркивается, что профессиональную кон­курентоспособность человек обеспечивает, прежде всего, за счет использова­ния своих знаний, умений и профессионального опыта в соответствии с тре­бованиями работодателя. Для этого человек должен управлять своими про­фессиональными и личностными ресурсами [53].

 

65

А.И. Галактионов с соавторами использует термин «способность опти­мально распределять собственные ресурсы на весь период деятельности с учетом появления непредвиденных ситуаций, трудностей и т.д.» в качестве одной из характерных особенностей профессиональной деятельности как системной активности человека-оператора [22, с. 20-32].

В данном словосочетании просматривается значение слова «способ­ность» как умение, возможность человека управлять своими ресурсами. В на­учной литературе используются и другие лексические формы и термины, включающие слово «способность». Обратим внимание на те из них, которые отражают характеристики потенциальных и реальных возможностей челове­ка в осуществлении трудовой и профессиональной деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала, характеризующее адаптивные способности человека. Личностный адаптаци­онный потенциал - это взаимосвязанные между собой психологические осо­бенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально-нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [77].

Мы считаем, что адаптивный потенциал профессионала (как личности, субъекта труда и индивидуальности) - это интегральная способность челове­ка, которая позволяет ему не только адаптироваться к разнообразным услови­ям профессиональной среды, но и активно противостоять «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки, а также обеспечивает стабильно высокую эффективность деятельности.

Кроме того, личностный потенциал профессионального развития чело­века, реализуемый и развиваемый в реальной учебной и трудовой деятельно­сти, отражает его способности, личностные черты и профессиональные каче­ства, является базой для освоения новых видов труда. Наличие у человека личностного потенциала профессионального развития является необходимым

 

66

условием успешной профессионализации человека.

Существует множество различных конкретных проявлений личностного потенциала в аспекте его включённости в общественные процессы. Соответ­ственно, в каждом конкретном аспекте можно, по необходимости условно, переопределить личностный потенциал: например, в социально-организационном контексте - как человеческие ресурсы, в экономическом -как человеческий потенциал, в социально-экологическом - как жизненный потенциал (общая жизнеспособность), в духовно-практическом - как лично­стный потенциал и т.п. В методологическом отношении существенным пред­ставляется разделение в рамках концепции «Личностный потенциал» объек­тов его исследования, с одной стороны, и его носителей (любого масштаба и природы) - с другой. В этом контексте, говоря о потенциале как понятии, по­лезно заметить, что в физике и сходной с ней области знаний потенциал оп­ределяется с точностью до постоянного слагаемого. Поэтому оперировать там приходится фактологически не с потенциалом, а с их разностью, которая и определяет способность системы, находящейся в потенциальном поле, со­вершать работу. Это замечание важно в том смысле, что способности и пра­ва, данные отдельному человеку от рождения, - это только часть его лично­стного потенциала (аналог постоянного слагаемого для физического потен­циала).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.