Быстрый переход к готовым работам
|
Теории государственного регулирования отраслевых рынковОсобенности функционирования некоторых отраслей порождают необходимость государственного регулирования их деятельности. Регулирование отраслевых рынков - это использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. Содержание государственного регулирования по-разному объясняется в экономической теории. К настоящему времени определились три концептуальных подхода к объяснению причин возникновения и роли государственного регулирования отраслевых рынков. Первый подход трактует государственное регулирование как средство реализации общественного интереса и повышения общественного благосостояния. В рамках второго подхода регулирование выступает инструментом реализации частных интересов отдельных отраслей или групп потребителей. Третий подход исходит из дихотомии государственного регулирования, допуская возможность реализации и общественных, и частных интересов в зависимости от настройки системы стимулов и институтов регулирования. Понимание государственного регулирования как деятельности, направленной на повышение общественного благосостояния восходит к работам А. Пигу, который считал, что правительство в состоянии сократить разрыв между частным и общественным продуктами в той или иной сфере, оказывая инвестированию средств в этой сфере «особую поддержку» или накладывая на него «особые ограничения»[1]. Этот подход получил широкое распространение в ведущих современных экономических теориях и концепциях неоклассического и неолиберального направления. В рамках данного подхода государственное регулирование должно компенсировать «провалы» рынка, которые не могут быть преодолены свободной конкуренцией. Анализ экономической литературы позволяет выделить пять групп причин государственного вмешательства в функционирование отраслевых рынков: 1) естественная монополия и другие формы несовершенства конкуренции. В условиях монополии при отсутствии регулирования фирма устанавливает такой максимизирующий прибыль объем выпуска, что ресурсы распределяются не оптимально, потому что монопольная цена выше предельных издержек, а выпуск оказывается меньше, чем общественно необходимый. Потребители лишаются премии (излишка потребителя), а фирма получает сверхприбыль, которая способствует неравенству доходов в обществе. Следовательно, естественная монополия нуждается в регулировании, результатом которого должно быть установление цены, близкой к цене конкурентного рынка. Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. При отсутствии монополии свобода заключения соглашений на рынке может привести к появлению такой кооперации между производителями (продавцами) товаров, которая будет противоречить оптимизации распределения ресурсов, т.е. сговорам, нацеленным на ограничение конкуренции за счет фиксации цен, раздела рынка и т.д. Следовательно, необходимо также антимонопольное регулирование отраслевых рынков. 2) отрасли, свободный вход в которые приводит к грубому нарушению порядка[2]. Например, регулирование теле- и радиовещания не связано с обеспечением экономической эффективности, однако вещание ограничено определенными волнами и каналами, потому что свободный вход в данные отрасли может привести к распространению помех в эфире. Возникает необходимость лицензирования этих видов деятельности, как способ ограничения входа в отрасли; 3) возможность избыточной конкуренции. В ряде отраслей имеет место циклические колебания спроса, что приводит к необходимости содержать производственные мощности, рассчитанные на пиковый спрос (например, общественный транспорт, рассчитанный на обслуживание в часы пик; вместимость гостиниц, рассчитанная на пик туристического сезона и т.п.). Избыточные мощности в условиях конкуренции побуждают к неоправданному снижению цен. Высокая капиталоемкость отражается в высокой доле постоянных издержек. Конкурентное падение цен может привести к их снижению до уровня средних переменных издержек. Следовательно, в таких отраслях ценовые войны разрушительны и для производителя, и для потребителя. Следствием избыточной конкуренции может быть не только снижение цен за границу безубыточности, но и их значительные колебания, а также снижение качества продукции и услуг.
[1] Пигу. А. Экономическая теория благосостояния. Т.1. М., 1985. С.259-260. [2] Greer D.F. Industrial Organization and Public Policy. 3rd ed. - Macmillan Publishing Company. 1992. C. 629-630.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/464165.html |
|