Быстрый переход к готовым работам
|
Факторы реструктуризации рынков услуг связиИсследование процессов реструктуризации российских телекоммуникационных рынках должно начаться с выделения критериев структурирования. Структурирование российского рынка телефонной связи возможно по различным критериям, которые не являются независимыми друг от друга. Выявление этих критериев важно для более точного описания сегментов рынка и выявления перспективных тенденций их развития. К числу наиболее важных критериев структуризации рынка телефонной связи следует отнести следующие:
Вышеназванные критерии тематически объединяются в три группы факторов: технологические; экономические; институциональные (таблица 2.1).
Трем группам факторов соответствуют типы реструктуризации рынка - технологическая, экономическая и институциональная. Реструктуризация рынка телефонной связи осуществляется во всех направлениях, связанных с вышеперечисленными критериями. Однако темпы разных типов реструктуризации оказываются разными. Наиболее высокими темпами происходит технологическая реструктуризация отрасли, то есть увеличение доли подвижной телефонной связи в сравнении с фиксированной. Только за 1999 г. число абонентов сотовой связи возросло почти на 80% и удваивалось шесть лет подряд. В 2004 г. число абонентов превысило 60 млн, то есть услугами мобильной связи стали пользоваться более 40% россиян. В конце 2003 - начале 2004 г. доходы оператора мобильной связи с одного абонента в месяц (в среднем по России) сравнялись с доходом на линию традиционного оператора фиксированной связи. Сотовые сети стали развитой альтернативой проводным. Однако доходы сотовых компаний растут не так быстро, как число абонентов (за 2003 год - на 82%, за первое полугодие 2004 года - на 58%), но все предприятия остаются прибыльными. Стремясь покрыть все больше территорий, и не только российских (все лидеры работают и в СНГ), компании на ходу пересматривают инвестиционные планы - в сторону увеличения. Крупнейшая сотовая компания РФ «Мобильные телесистемы» (МТС) увеличила прогноз инвестиций на 2004 год с 1,2 млрд до 1,4 млрд долларов. Второй по числу абонентов «Вымпелком» - с 920 млн до 1,1 млрд долларов, а идущий третьим «Мегафон» - с 670 млн до 800 млн долларов. Это было обусловлено постепенным ростом платёжеспособного спроса населения, а также политикой снижения тарифов, проводимой крупнейшими компаниями сотовой связи. В 2004 г. пользователей услуг мобильной связи стало столько же, сколько и абонентов телефонных сетей общего пользования. Структура естественной монополии в отрасли обусловлена технологией производства, а изменение технологии должно влиять на изменение кривой долгосрочных издержек и самой рыночной структуры. Ликвидация необходимости передачи (распределения) продукции и услуг через крупные и дорогие инфраструктурные сети должно вести к снижению технологических барьеров входа в отрасль и реструктуризации естественной монополии. Однако с периода появления теории естественной монополии, отразившей практику хозяйствования, в которой роль отраслей естественных монополий становилась все более значимой и потребовала государственного регулирования, список естественно монопольных отраслей практически не изменился. Так, в 1938 г. к естественным монополиям относили службы по производству и передаче электроэнергии и газа, железнодорожный транспорт, телефонную связь, службы водоснабжения городов[1]. В 2000 г. к обычному перечню добавляют уличное освещение, а также порты, аэропорты и терминалы[2]. Расширение списка естественных монополий может быть обусловлено либо изменением или по меньшей мере уточнением самого понятия естественной монополии, которое теперь позволяет с большей точностью идентифицировать субъектов естественной монополии в экономике, либо более пристальным вниманием экономистов, исследующих естественные монополии, к другим сферам проявления феномена, либо изменением самих отраслей, в которых вдруг начали появляться естественные монополии до того отсутствовавшие. Однако в любом случае традиционные отрасли по- прежнему возглавляют список, несмотря на радикальные или улучшающие технологические изменения за более чем вековую историю естественных монополий. [1] Behling В. Competition and Monopoly in Public Utility Industries. - Urbuna: Univ. of Illinois Press, 1938. P.P. 18-20. [2] Янковский K.A. Естественные монополии в системе экономических отношений. М., 2000.; Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения). / Авт. кол. под рук А.Е. Шаститко; Бюро эконом, анализа. - М.: ТЕИС, 2001.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/464165.html |
|