Быстрый переход к готовым работам
|
Система психологических условий и факторов социальной адаптации личностиПрежде чем перейти к психологическим условиям и факторам социальной адаптации личности, дадим определение понятий «условие» и «фактор» как таковых. Понятие «условие» в философской энциклопедии понимается как совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого) (Константинов Ф.В., 1970, с. 286). В советском энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия «фактор» - (от латинского - действующий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» (Прохоров А.М., 1990, с. 1412). Д.А. Андреева (1973) отмечает такие условия социальной адаптации личности, как характер выполняемой деятельности, своеобразие норм и ценностей коллектива, личностный статус индивида, степень удовлетворенности собой и своим поведением. В.В. Коннов (1999) считает, что взаимоотношения индивида и коллектива в процессе адаптации обусловливаются следующими условиями: 1) типом мотивации индивида, его отношением к выполнению деятельности; 2) уровнем развития коллектива, его типом; 3) стилем руководства в коллективе. Причем определяющим условием социальной адаптации человека является тип коллектива. Под факторами социальной адаптации мы будем понимать условия и обстоятельства, которые определяют темп, уровень, устойчивость и результат социальной адаптации личности. Н.А. Свиридов (1974) отмечает, что главными особенностями факторов социальной адаптации является сложность их структуры, а также их взаимная связь и обусловленность. В данной связи возникает еще один сложный вопрос: что считать условиями и факторами социальной адаптации, а что ее результатом? Особенно этот вопрос актуален для субъективных (личностных) факторов социальной адаптации личности. Действительно, некоторые личностные качества и способности (например, коммуникативность, социальная активность) могут выступать и как фактор, и как результат социальной адаптации личности. Мы считаем, что человек, вступая во взаимодействие с социальной средой, имеет некоторый уровень развития личностных и социально-психологических качеств и способностей, которые и являются психологическими факторами социальной адаптации личности. В процессе же социальной адаптации меняется уровень развития способностей личности, а также приобретаются новые качества и особенности поведения личности, что и будет результатом социальной адаптации. JT.B. Корель выделяет средства социальной адаптации личности (факторы, способствующие данному процессу) и антисредства (факторы, мешающие процессу адаптации). В свою очередь перечисленные средства подразделяются на социетальные и личностные факторы (Корель Л.В., 1998). «Социетальные факторы» социальной адаптации личности подразделяются на общие (формальные и неформальные нормы, правила, традиции, обычаи) и локальные (социально-экономические условия жизнедеятельности, нормы и традиции локального общества). «Личностные факторы» включают статусные, социально-психологические (когнитивно-аксеологические, мотивационноволевые), поведенческие (практические действия, поступки). Т.А. Немчин, учитывая высокую сложность, многокомпонентность психической сферы человека, высокую иерархию ее структуры, предполагает, что в индивидуализации процесса адаптации важную роль играют отдельные компоненты этой структуры, уровень их развития и активности и в первую очередь интеллект, эмоциональные, волевые стороны психики (Немчин Т.А., 1983). Индивидуальное отражение объективной реальности в сознании человека создает субъективную оценку ситуации, степени ее опасности, представление о масштабах возможной угрозы, предположения о возможных последствиях и в соответствии с этим участвует в организации адаптационных действий. Однако, по мнению Т.А. Немчина, почти все стрессовые факторы при определенном отношении к ним личности (внутренние факторы) могут снижать свое стрессовое воздействие.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/460118.html |
|