У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Вопросы изучения самостоятельности в историческом аспекте

Первые упоминания о проблеме детской самостоятельности обнаруживаются еще в древней литературе. Древнегреческие ученые (Аристотель, Сократ, Платон) исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей — в процессе самопознания. Самостоятельная деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и исключает пассивность в приобретении новых знаний. Аристотель говорил о важности раннего воспитания маленьких детей, о необходимости раннего приучения к самостоятельности [12].

В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты (Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) ставили задачей воспитать здорового, активного, самостоятельного человека. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самостоятельности, вооружало бы их реальными знаниями [75].

Выдающийся французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо [173], родоначальник теории свободного воспитания, считал, что дети черпают знания из самой действительности. Ребенок — это человек, которому еще предстоит пройти несколько этапов в своем развитии, прежде чем он станет взрослым. Чтобы воздействовать на ребенка, воспитывать его, надо знать его природу.

В 1762 г. в своем педагогическом труде «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж.

 

13

Руссо пишет, что цель воспитания — подготовить ребенка к жизни в обществе. Воспитатель не должен навязывать свои взгляды и убеждения, давать готовые нравственные правила: следует предоставлять ребенку возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе. По Ж.-Ж. Руссо, цель воспитания — жизнь в обществе, а его отправная и опорная точка — природа ребенка. Воспитание будет содействовать развитию только в том случае, если приобретет естественный, «природосообразный» характер.

Ж.-Ж. Руссо не разделяет обучение и воспитание, так как считает, что ребенка нужно обучить только науке об обязанностях человека. Главное при этом не обучение, а руководство, и осуществляет его не учитель, а руководитель, задача которого не давать законы детям, а помочь им в поиске этих законов. Ж.-Ж. Руссо рассматривает самовоспитание как стержень всего воспитательного процесса. Именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника, косвенным образом побуждает его к разнообразным проявлениям активности и самостоятельности.

Выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский рассматривал вопросы обучения и воспитания в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Воспитание рассматривалось им как важнейшее средство подготовки к практической, деятельной и самостоятельной жизни. В основе методики Я.А. Коменского заложен принцип развития детской самостоятельности. У своих учеников он развивал самостоятельность в наблюдениях, самостоятельность речевых высказываний, а также самостоятельность при выполнении практических заданий. Важную роль в воспитании ученый отводил примеру взрослых, а также системности приучения детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Я.А. Коменский [91] рассматривал самостоятельность в теоретическом аспекте, но говорил и о необходимости вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность (организационно-практический аспект). Для этого,

 

14

по его мнению, важно создать условия, в которых дети сами будут охотно следовать примеру взрослых.

Известный итальянский педагог И.Г. Песталоцци [150] выдвинул идею о том, что соединение обучения с производительным трудом способствует развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности. Согласно его теории элементарного образования, оно включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти виды воспитания необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи.

В основе физического воспитания детей, по И.Г. Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям. Эти движения развиваются во всех проявлениях физических сил ребенка, в том числе и в играх. Начало физического воспитания закладывается еще в семье, когда мать, помогая малышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда (девочка по поручению матери укачивает младенца, помогает одеваться и обуваться сестренке или братишке, заслуживая этим благодарность своих близких, — при этом она развивается одновременно и в физическом, и в нравственном отношении). Для полноценного физического развития ребенка, считал И.Г. Песталоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо требовал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга, а учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях. И.Г. Песталоцци тесно связывал физическое и трудовое воспитание, которому придавал большое значение не только в деле физического воспитания, но и в нравственном смысле. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств.

Развитию самостоятельности в учении, познавательной самостоятельности и самостоятельности мышления отводилось одно из ведущих мест в общей

 

15

системе воспитания человека в трудах многих ученых, мыслителей, педагогов XIX в. (А. Дистервег, Дж. Дьюи, А. Декроли, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский и др.) [71, 195].

В конце XIX — начале XX вв. известный французский врач-психиатр Ж. Итар, обобщая свой опыт, сформулировал основные принципы воспитания детей с нарушением интеллекта: постепенное, незаметное введение ребенка во все проявления общественной жизни; предварительное приспособление учителя к ученику, а не наоборот; последовательное привлечение ребенка к новой жизни. Идеи этого ученого легли в основу первой законченной системы медицинского и педагогического ухода за умственно отсталыми детьми, получившей освещение в книге Э. Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» [177].

Развивая идеи Ж. Итара и Э. Сегена о воспитании умственно отсталых детей, известный итальянский физиолог М. Монтессори разработала систему сенсорного воспитания, учитывающую психологические и возрастные особенности ребенка. В этой системе сделан акцент на самостоятельные занятия детей при минимальном вмешательстве со стороны взрослого. Суть педагогического метода М. Монтессори заключается в том, что педагог помогает ребенку самостоятельно постичь свою природу, развить свои природные силы и способности, организовать свою деятельность, реализовать свои возможности и потребности.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.