Быстрый переход к готовым работам
|
Вопросы изучения самостоятельности в современных психолого-педагогических исследованияхСовременные исследователи рассматривают становление детской самостоятельности в различных аспектах. Изучается становление самостоятельности в онтогенезе, природа этого качества, его структура и взаимосвязь с различными психологическими процессами. В толковом словаре профессора СИ. Ожегова [144] самостоятельный человек определяется как человек решительный, обладающий собственной инициативой
18 В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество, выражающееся в независимости, свободе от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Анализ литературных источников в этой области позволяет сформулировать несколько подходов к изучению самостоятельности у детей и обнаруживает разнообразие научных характеристик самостоятельности . Г.Н. Година [49], Ф.В. Изотова [80], Л.А. Порембская [160] и др. рассматривают самостоятельность как способ деятельности. В.П. Зинченко [76], Е.Л. Кононко [93], С.А. Марутян [121] понимают самостоятельность как психологическое достижение в личностном развитии. Г.В. Быховец [31], Р.А. Иванкова [77], Я.Л. Коломинский [89] изучают самостоятельность с точки зрения позиции личности в группе сверстников. В работах Т.В. Быстровой [30] и М.Н. Силаевой [179] самостоятельность представлена как качество личности, объединяющее в себе интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную составляющие. В.П. Дуброва [62], А.В. Минина [126], Е.Л. Кононко [93] считают самостоятельность свойством личности, выражающимся в нравственно-волевой направленности поведения и деятельности, проявляющимся в стремлении действовать, не прибегая к помощи окружающих, в активности, инициативе при организации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий. Согласно их исследованиям, значительное влияние на самостоятельность оказывает позиция родителей в семье: они должны не ограничивать свободу в выборе деятельности, хвалить и поощрять самостоятельные поступки, оказывать помощь при крайней необходимости. Г.Н. Година [49], Т.В. Гуськова [53], Ф.В. Изотова [80] рассматривают самостоятельность как независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. В характеристике самостоятельности как способа деятельности предполагается, что стать
19 самостоятельным для ребенка — объективная необходимость и естественная потребность. Это качество обнаруживается уже в раннем возрасте и проявляется в стремлении без помощи другого завладеть игрушкой, самостоятельно выполнить действия, которые озвучивает взрослый, включиться в речевую деятельность и т.д. Нормально развивающемуся ребенку дана не только возможность, но и стремление к самостоятельности, ярко выраженное уже в дошкольном возрасте. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть заметных показателей самостоятельности в игре (Л.В. Артемова [8], Г.Г. Кравцов [98], С.А. Марутян [121], Н.Я. Михайленко [128], Д.Б. Эльконин [213]) , труде (Р.С. Буре [28], М.В. Крулехт [102], Л.А. Порембская [160]), познавательной деятельности (А.К.Бондаренко [23], З.А.Михайлова [131]. В ряде исследований показана тесная взаимосвязь между развитием уровня самостоятельности дошкольника и его готовностью к школьному обучению (Т.И. Бабаева [13], И.И. Будницкая [25], Р.С. Буре [26], Е.Е. Кравцова [99]). В работах М.А. Данилова [56], Б.П. Есипова [68], И.Т. Огородникова [143] рассматриваются формы и виды самостоятельной работы детей при объяснении материала, формировании умений и навыков, повторении и обобщении знаний, а также организация такой работы. В исследованиях И.А. Зимней показано, что понятие самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно. По определению автора, самостоятельная деятельность — «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [75, с. 293]. «Самостоятельность, как характеристика деятельности ребенка в конкретной ситуации, представляет собой
20 постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи» [75, с. 47]. И.А. Зимняя [75], И.С. Кон [92], А.К. Осницкий [146] выделяют психологические основы самостоятельной деятельности дошкольника. Саморегуляция предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к цели осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий. Важным для саморегуляции является умение корректировать свои действия. Она включает также представления о взаимоотношениях с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. Самодеятельность — субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации. Самоактивация — субъективно соотнесенная внутренняя мотивация деятельности. Самоорганизация — свойство личности мобилизовать себя, целеустремленно, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Самоконтроль — необходимый компонент деятельности, который позволяет осуществлять ее на личностном уровне. Общеизвестно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно важной самостоятельность становится в экстремальных ситуациях: чтобы не бояться воды, надо научиться плавать, а чтобы научиться плавать, надо самому броситься в воду. Присвоенные и проверенные на собственном опыте знания снимают состояние тревожности, неуверенности в себе, беспокойства. Вот почему
21 педагоги давно осознали необходимость воспитания самостоятельности как свойства деятельности и как черты личности. Ряд исследователей, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают ее проявление в процессах мышления, воли. Так, З.Ф. Пономарева [159] связывает самостоятельность с потребностью в умении самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, отличную от других. По мнению В.А. Сыркиной [192], самостоятельность проявляется в решении жизненных, мыслительных и практических задач. Ю.Н. Дмитриева [59] видит проявление самостоятельности в умелом использовании имеющихся знаний для решения с помощью волевого усилия поставленных жизнью задач. Благодаря появлению личностных новообразований в развитии и накоплению разнообразного практического социального опыта, старший дошкольник становится более независимым и самостоятельным в своем поведении. Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются на границе раннего и дошкольного возраста. А.Г. Асмолов [12], Р.С. Буре [28], К.К. Платонов [157] выделяют три основных компонента самостоятельности: умения, мотив, воля. Указанные компоненты связываются с такими качествами личности, как активность и ответственность. Именно эти качества определяют отношение человека к самому себе, собственному труду, другим людям и духовным ценностям.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html |
|