Быстрый переход к готовым работам
|
Проведение и ход обучающего эксперимента: основные этапы, методы и приемы формирования самостоятельных уменийВ ходе обучающего эксперимента решались следующие задачи:
- сформировать положительные способы межличностных отношений
79 - сформировать умение переносить способ игрового действия из знакомой Коррекционно-воспитательная работа по формированию самостоятельных игровых действий в играх с правилами у умственно отсталых детей дошкольного возраста проходила в 3 этапа. Каждый этап был направлен на активизацию у детей интереса к играм со сверстниками, а не с воспитателем, на овладение умением действовать по заданным правилам в каждой конкретной игре, а также на достижение определенного уровня самостоятельности во всех предложенных играх. На первых двух этапах особое внимание уделялось способам распределения функциональных мест в игре, то есть выбора ведущего. Для этого с детьми заучивали детские считалочки, учили их использовать жеребьевку, выбирать ведущего по взаимной договоренности. Особое внимание уделялось формированию умения оценивать свои действия и действия партнеров по игре, определять победителя, а также формулировать и обосновывать правила выигрыша. В ходе обучения детям предлагались игры из всех описанных выше серий. На первом этапе (3 месяца) работа с детьми была направлена на решение следующих задач:
правилами, где взрослому отводилась роль организатора и ведущего партнера по игре. На данном этапе приветствовалось участие активных детей, вступающих во взаимодействие со взрослым, что давало пассивным детям возможность наблюдать за игрой и постепенно включаться в нее. В результате у детей
80 закреплялся положительный опыт игрового взаимодействия и усиливалось желание быть активным партнером в игре. В целях организации игры детям предлагали использовать различные средства и игровые приемы для выбора ведущего. Следует отметить, что у детей нередко отмечались трудности в распределении функциональных мест: все участники игры хотели быть ведущими, стремились иметь право первого хода, распределять и называть картинки. Например, Ваня (6 л. З ме.), не зная ни одной считалочки и не умея выбрать ведущего каким-либо другим способом, громко произнес: «Я буду ведущим, потому что я большой!» Это создавало конфликтные ситуации. Для решения этой проблемы детей знакомили с различными средствами выбора: вербальными (считалочки, потешки) и предметными (кубик, палочки разной длины). Использовались известные детские считалочки:
Помимо считалок, для выбора ведущего детям предлагалось использовать жеребьевки, как вербальные, так и предметные. Приведем некоторые примеры. 1. «Камень-ножницы-бумага»: на счет «три» дети складывают пальцы в определенную фигуру. Пальцы в кулаке — это «камень», он делает ножницы тупыми («ножницы» проигрывают «камню»); указательный и средний пальцы раскрыты, остальные пальцы в кулаке — «ножницы», они режут бумагу («бумага» проигрывает «ножницам»)», ладонь раскрыта — «бумага», она заворачивает камень («камень» проигрывает «бумаге»). Эти положения определяют первенство хода.
81 2.«Угадай, в какой руке»: взрослый незаметно берет предмет, прячет руки за спину и предлагает детям угадать, где он спрятан. Кто из детей угадал первым, тот и начинает игру. 3. «Кубик»: дети по очереди бросают кубик с точками. У кого выпадает наибольшее количество точек, тот ходит первым. Во время игр детей учили выполнять конкретные игровые действия в соответствии с правилами (развитие умений предложить игру сверстникам, понимать и принимать правила игры, действовать по правилам до конца игры). Взрослый знакомил детей с названием новой игры, показывал детям конкретный дидактический материал, объяснял правила.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html |
|