Быстрый переход к готовым работам
|
Проблема становления личности в отечественной философской и педагогической мыслиВ традиции философской и педагогической мысли России вопрос становления человека всегда был и остаётся центральным, что объясняется универсальным подходом к пониманию его сущности. Об этом свидетельствуют работы русских мыслителей (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, С.А. Франк, Л. Шестов, и др.), где все вопросы бытия рассматриваются сквозь призму философско- антропологического аспекта. В частности, В.В. Зеньковский пишет: «Русская философия больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории» [189; 1; с. 16]. Поэтому в решении философских вопросов бытия человека доминирует моральный аспект, а понятия этики и познания приобретают онтологический характер, как, например, у Вл. Соловьева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и др. Созвучная мысль высказана и М.С. Каганом, который пишет: «Антропоцентризм видит в человеке самостоятельное и самосознательное существо, природно- сверхприродное, творящее культуру и творимое ею, общественное и индивидуализирующееся в процессе своего культурного бытия ...» [225; 3; с. 601]. В отечественной культуре антропологическое направление представлено разными подходами (религиозный, натуралистический, естественнонаучный и др.). Наиболее полно оно представлено в философской и педагогической мысли, где человек рассмотрен в русле христианской, православной традиции (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский и др.). Самые первые антропологические идеи содержатся в памятниках литературы Древней Руси («Златоуст», «Изборник», «Пчела», «Домострой»), а также в сочинениях духовных учителей того времени (Митрополит Илларион, Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.). В этих работах: содержится идея православного воспитания, как основы становления человека; раскрыты значение отеческих традиций, главный метод воспитания - пример старших и основные качества человека (религиозность, уважение к старшим, братское отношение к сверстникам и бедным и др.). Впервые в культуре Киевской Руси была высказана мысль о целостности человеческой личности [217; 1]. В XIV-XVI веках философско-педагогическая мысль связана с монашеством. В частности, Сергий Радонежский, Нил Сорский и др., главной целью воспитания считали духовно-нравственное совершенствование человека средствами молитвы, самообразования в процессе чтения и осмысления Священного писания, бесед с духовными учителями, переписывание наставлений отцов церкви, «рукоделие», пение, исполнение христианских заповедей, молитвы и др. [217; 1; с. 185]. Также интерес представляют взгяды Максима Грека и Сильвестра. В частности, Максим Грек уделял большое внимание вопросам духовного воспитания и образования человека рассматривая их как единый процесс, направленный на духовное развитие и спасение человека, и формирование нравственных качеств (вера, кротость, послушание, мудрость, патриотизм и др.) [217; 1; с. 186]. Одной из вершин философско-педагогической мысли того времени является «Домострой», составленный протопопом Сильвестром. В нём нашли отражение духовные традиции семейной жизни и воспитания русского человека, опирающиеся на три основы. Первая - нравственное и религиозное воспитание; вторая - обучение детей правилам «домашнего обихода»; третья - обучение грамоте и книжным наукам [217; 1; с. 187]. При этом духовно-нравственное воспитание выступает основой всего процесса. Проблема становления человека в отечественной мысли XVII столетия приобретает многоплановый характер. В философско-педагогической мысли второй половины XVII века относительно вопросов воспитания и образования сформировалось три направления, каждое из которых по- своему решало задачу становления человека. Первое - латинское направление, было ориентировано на западноевропейскую культуру и просветительство (Симеон Полоцкий (1641-1691), Сильвестр Медведев (1641-1691), Стефан Яворский (1658-1722) и др.). В частности, С. Полоцкий назвал окружающий мир книгой, написанной Богом, а задачу учителя видел в том, чтобы научить ребенка читать эту «книгу». Душа ребенка определена им как «скрижали ненаписанной» и от учителя зависит, что именно будет на ней изображено [217; 1; с. 188]. Данная мысль не потеряла своей актуальности и сегодня. Второе - греко-фильское направление было ориентировано на византийско-русскую традицию (Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1626-1673), Карион Истомин (1650-1718), Софроний (16521730) и др.). В частности, Епифаний Славинецкий в своих работах прослеживается взаимосвязь умственного и нравственного воспитания; рассматривает школьное образование в традициях русского «учения книжного», то есть религиозного. В результате им определены три задачи образования: первая - религиозно-православное воспитание; вторая - школьное светское обучение; третья - нравственное воспитание и формирование привычек правильного поведения, хороших манер [217; 1; с. 188]. Таким образом, он, по сути, говорил о целостном становлении развивающейся личности ребенка, что в XIX веке, А.С. Хомяков назовёт «цельность духа» [192]. Третье - старообрядческое направление, яркими представителями которого были протопоп Аввакум (1620/21-1682) и его ученики Авраамий, поп Лазарь и дьякон Федор. Представители данного направления выступали резко против изучения «внешних наук», «мертвых языков», латинского и греческого образования. Основным недостатком последнего считали увлеченность «внешним мудровствованием» и забвение духовнорелигиозного формирования человека. В противовес этому, они отстаивали линию русского православия, так как понятия «христианин» и «русский» рассматривали как синонимы. Достоинством «учения книжного» считали традиционный порядок формирования «внутреннего человека», основными качествами которого - «мужество, мудрость, правда и целомудрие» [217; 1; с. 188]. Обобщая особенности развития философско-педагогической мысли периодов древней и средневековой Руси, можно сделать следующие выводы. 1. Философско-педагогическая мысль, представленная в памятниках литературы этих культурно-исторических периодов, имеет ярко выраженную антропологическую направленность. 2. В произведениях представлены подходы к пониманию и интерпретации сущности человека, его становления как целостной личности, что предопределило направленность развития отечественной философско-педагогической мысли в последующие столетия. 3. Несмотря на существующие различия во взглядах мыслителей на содержание и средства воспитания и образования человека, присутствует единство в понимании ими сущностных свойств человека (духовность, целостность, нравственность, разум, физическое совершенство), как основы целостного становления личности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/440088.html |
|