У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Культурно-антропологические основы профессионального становления педагога-музыканта

Профессиональное становление педагога-музыканта представляет сложный процесс, сопряженный с вовлечением человека в социально­культурную среду, различные виды культурной деятельности, способствующие                 его                                             социализации,                                                    инкультурации,

самосовершенствованию и самореализации. В связи с этим, взаимосвязь «человек-культура» необходимо рассматривать с позиции человекотворческой сущности культуры, ибо последняя, по словам П. Флоренского, есть среда, растящая и питающая личность [538]. Поэтому человекотворческая природа культуры, ее способность взращивать человека во всей его целостности, раскрывать его внутренний потенциал является ее особенностью и задачей.

Формирование культуры человека, становление его личности осуществляется одновременно по двум направлениям. Первое - в сторону освоения культурного опыта предшествующих поколений, другое - связано с созиданием новых культурных ценностей. Их проявление осуществляется во внешней и внутренней формах. Внешняя - через создание человеком предметных ценностей. Однако наиболее важной является внутренняя форма, так как она связана с развитием сущностных сил самого человека, который представлен в культуре как самосозидающееся и саморазвивающееся существо. Показателем этого развития служит характер отношений, мыслей, поведения и т.д. В культуре, таким образом, проявляется вся совокупность сил, способностей, отношений и потребностей человека. В связи с этим, логика данного раздела строится по следующему плану:

-    культура как антропологическое явление;

-    четыре уровня взаимодействия человека и культуры;

-    личностно-профессиональная культура как интегративная, качественная характеристика современного специалиста.

Антропологическая сущность культуры стала предметом пристального внимания учёных, начиная с глубокой древности. Несмотря на то, что этимология слова «cultura» восходит к латинскому - «colere» (возделывать, обрабатывать) и первоначально означало «возделывание земли», «обработка почвы», М.Т. Цицерон впервые использовал это понятие в сочетании с «духом»: «cultura animi autem philosophia est» (культура духа есть философия) [201]. В частности, в философских трактатах он писал, что разум необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву [569; с. 494].

В Древней Греции близким по смыслу было слово «paideia» - «пайдейя» (от peis - ребёнок), которое трактовалось как образование, целенаправленное воспитательное воздействие. Исходя из такого понимания культуры, в древней Элладе оно использовалось для характеристики «итога формирования зрелого мужа, гражданина, полноправного члена полиса» [569; с. 21]. В английском языке, слово «culture» изначально употреблялось в значениях «развивать», «совершенствовать», «почитать», «преклоняться», а позже стало использоваться как обозначение «особой сферы человеческой практики», противостоящей природе [569; с. 21].

В русском языке слово «культура» стало активно употребляться в середине XIX столетия. В частности, в Толковом словаре русского языка его первоначальные значения определены как обработка и уход, возделывание, образование и воспитание (нравственное и физическое) человека [385].

История культурологической мысли свидетельствует, что до середины XVIII века термин «культура» не использовался самостоятельно, а употреблялся в словосочетаниях как характеристика совершенствования, либо функция чего-либо. В частности, «cultura yurus» - выработка правил поведения; «cultura scientae» - приобретение знаний; «cultura litterarum» - совершенствование языка, а также культура ума, духа, языка и др. [146; с. 495-496].

Таким образом, антропологическая сущность ярко проявилась в самой «идее культуры», сформулированная ещё в V веке до н.э., в частности, софистами. Они первыми высказали мысль, что «наряду с миром природы существует мир, созданный волей, разумом и руками человека» [569; с. 22], сместив, тем самым, вектор философской рефлексии с познания природы на познание человека, определив его высшей ценностью. Также они подчёркивали роль творческого начала и способность к преобразованию, как окружающего мира, так и самого себя. При этом окружающий мир и есть культура, где действующим началом выступает человек.

Важным фактором существования и развития «человеческого мира», то есть культуры, а также непременным условием вхождения в «мир людей», иначе говоря, инкультурация и социализация в современном понимании, софисты считали воспитание. По их мнению прирождённых добродетелей не существует, так как все они приобретаются в результате воспитания, а тот, кто пренебрегает им, «остаётся на низшей стадии развития и только своим обликом отличается от животного» [569; с. 25]. Иными словами, именно в процессе воспитания осуществляется духовное и социальное становление человека. Аналогичная мысль высказана Демокритом, который считал, что приобщение к миру людей возможно только в процессе воспитания и образования, так как «ни владение искусством, не мудростью не могут быть достигнуты, если им не учиться» [569; с. 27].

Таким образом, идеи античных учёных относительно сущностной природы культуры как сферы бытия и становления человека в нём; роли воспитания и самосовершенствования в данном процессе; единства гражданственности и образованности; нравственных норм и моральных императивов и т.д., остаются и сегодня основой понимания сущности культуры как антропологического явления и взаимосвязи «человек - культура».

В отечественной культурфилософской мысли вопросы антропологической сущности культуры, взаимодействия «человек - культура» и др. рассматривались сообразно её особенностям: антропоцентрисской направленности и религиозно-идеалистического характера. Это стало предметом анализа учёных (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др.).

Так, А.С. Хомяков подчёркивал уникальность социокультурной общности России и её особое просветительское предназначение в мире [545]. Культура отождествляется с религиозным (православным) мироустройством, которое регулирует жизнедеятельность общества в целом и каждого человека в отдельности.

Н.Я. Данилевский трактует культуру как «объективизация национального характера», «комплекс социально-психологических особенностей этнической общности» [545; с. 425]. Говоря о славянском культурно-историческом типе, он выделил доминирующую роль религиозно-духовного начала, выступающего ядром менталитета русской нации и русской культуры и, позволяющего «совершать прорыв в сферу Истины, Добра и Красоты» [545; с. 418].

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/440088.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.