Быстрый переход к готовым работам
|
Историко-сравнительный анализ института юридических обязанностейДля более глубокого познания обязанностей полезно совершить небольшой экскурс в историю, проследить в общих чертах генезис, эволюцию, развитие данных понятий, дать их краткий ретроспективный обзор. Иными словами, применить испытанный исторический метод. Фундаментальная идея обязанностей и ответственности личности ' І. занимала умы не одного поколения мыслителей, она активно обсуждалась на протяжении всей истории человечества. Обсуждается и сейчас. Сам институт обязанностей, также как и институт прав, . S существует ровно столько, сколько* существует зрелое, цивилизованное общество. Многие тысячелетия • тому назад отдельный индивид постепенно приучался к коллективным формам жизни, производства, потребления, управления, другим видам совместной деятельности. С позиций современных взглядов, первоначальными обязанностями . ' а-* наших предков были: добывать пищу, охранять своё жилище, охотиться, «присваивать предметы природы» ■ (Маркс) и т.д., чтобы прокормить членов своего рода, племени, семьи. Экономика была не производящей, а добывающей или присваивающей. В таком состоянии люди находились СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЄТ. і і J. 4 Они не различали понятий «право», «обязанность», «ответственность». Когда-то, в начале развития цивилизации, между правами и обязанностями вообще не проводилось никакого различия; в представлениях людей и их • повседневной жизни они были «слиты» ■у воедино. Но затем эти понятия четко разделились и в дальнейшем развивались как бы параллельно, тесно взаимодействуя между собой. Однако исторически сложилось так, что обязанности все время оставались, по сути, на втором плане, в «тени» прав. Больше говорили и писали о правах и свободах, которые закреплялись в различных декларациях, конституциях, других важнейших актах, и меньше об обязанностях, хотя было ясно, что одно без другого существовать не может. В этом всякий ■ .. -<• ’ $ . раз убеждала сама жизнь. ■%:. Тенденция о «вторичности», «второстепенности» обязанностей так или иначе проявляется до сих пор. Вот почему в литературе справедливо отмечается, что «обращение к гносеологическим, историческим и конституционным истокам обязанностей человека и гражданина имеет существенное теоретикопознавательное и практическое значение»[1]. В осмыслении нуждаются генезис, эволюция, роль, функции, дальнейшее развитие этих явлений. Осознание значимости обязанностей приходило постепенно. Так, Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира» говорит об обязанностях «соблюдения обещаний», «возмещения ущерба, причиненного по нашей вине», об обязанности соблюдать государственные интересы, заботиться о своем благополучии и благополучии своего потомства[2]. Его идеи затем получили развитие в трудах представителей школы естественного права. Например, Жан-Жак Руссо писал, что гражданская свобода сводится к тем правам, которые остаются у индивида за вычетом его гражданских обязанностей. Эти обязанности, однако, могут возлагаться только по закону: последний, согласно общественному " : ч':
бз;.„ договору, приводящему к образованию государства, должен быть равным по отношению ко всем .^гражданам - таков единственный критерий законодательной деятельности»1. По мере развития общества институт обязанностей претерпевал различные трансформации, изменения. Как пишет Б.С. Эбзеев, «представления о месте и роли обязанностей человека и гражданина не оставались неизменными, они менялись от эпохи к эпохе главным образом под влиянием социальных факторов, определялись типом государства и ролью в нем соответствующих классов и общественных групп, выразителем которых выступали философия и юриспруденция»2. Естественные права человека предполагают столь же естественные его обязанности, и эти два начала призваны взаимодействовать и уравновешивать друг друга. Оба института имеют одинаково важное ■ значение и внимание к ним должно быть равным, чтобы они занимали подобающее место в системе «личность - общество - семья - государство - социальная группа»3:п Об этом писал древнегреческий мыслитель Цицерон4. Обязанности - другой конец «демократической оси», обеспечивающей поддержание баланса интересов в обществе. Без этого невозможна сколько-нибудь упорядоченная жизнь людей. р В 1673 году в Германии была издана книга С. Пуфендорфа «Об обязанностях человека и гражданина по закону естественному». Немецкий ученый различал обязанности к себе, обязанности к другим,
Ь - ’■ і ' ) обязанности к богу с точки зрения естественного разума. Обязанности к себе, по его мнению, состоят в самосохранении и развитии своих способностей. Обязанности к другим он делит на абсолютные (делать по возможности добро другим, хранить верность договорам, никого не оскорблять) и гипотетические (уважать чужую собственность, подчиняться семейной и государственной власти, говорить правду тем, кто имеет на неё право)[3]. На последующем этапе развития политической и правовой мысли идея обязанностей также занимала умы ученых. Так, известный исследователь и государственный'деятель России М.М. Сперанский писал, что «свобода подлежит четырем главным ограничениям, или обязанностям: 1) обязанность к добру совершенному, 2)обязанность к нраву, 3) обязанность к изящному, 4) обязанность к истине. Сии четыре обязанности суть существенны воле человека. Без них свобода наша не была бы свобода человеческая, но свобода сатанинская»1. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года провозгласила, что «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому». Тем самым она закрепила обязанность не вредить ближнему. Предполагалось принять ещё Декларацию обязанностей, соединив её с Декларацией прав человека и гражданина v в один документ. Но это предложение не прошло. Лишь в 1795 г. документ об обязанностях был принят Французским Конвентом. Акта, аналогичного Декларации обязанностей, принято не было. В ст. II Декларации об обязанностях человека и гражданина 1795 г. говорилось, что «все обязанности человека развиваются из следующих двух основных положений, запечатленных природой во всех сердцах: не причиняйте другому того, чего вы не желали бы сами претерпеть от л. См.: Пуфендорф С. О должности человека и гражданина. Спб., 1726.С. 78. г ... других; творите постоянно другим то благо, которое вы желали бы от них получить». В этом документе индивид рассматривался, с одной стороны, как человек, которому присущи определенные, вытекающие из его человеческой природы обязанности} а с другой, как гражданин, сочлен общества, которое возлагает на него определённые гражданские обязанности. Четко идет разграничение «обязанностей человека» и «обязанностей гражданина». Обязанности человека указаны в статье II названной выше Декларации, а обязанности гражданина сводились к следующему: обязанность защищать и служить отечеству, подчиняться законам, уважать законодателей и исполнителей. «Не может быть добрым гражданином тот, кто не оказывается добрым сыном, добрым отцом, добрым другом и добрым супругом» (ст. IV). «Не может почитаться хорошим человеком тот, кто не; исполняет чистосердечно и свято установленные законы», «кто открыто нарушает законы, тот объявляет себя в войне с обществом» (ст. V). [1] Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. Москва-Черкесск. 1992. С. 64. [2] Гроций Г. О праве войны и мира. Пролегомены. М. 1978. С.46, 47. : ' і' [3] В память графа Михаила Михайловича Сперанского. Спб., 1872. С. 830.С. 32.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/526668.html |
|