Быстрый переход к готовым работам
|
Ситуация как технологическая модель развивающей средыВ данной главе предлагается инвариантная развивающая технология, созданная автором на основе концепции саморазвития человека (1.1.) по единым принципам и структуре. Именно эта технология, наполняясь конкретными функциональными целями, средствами, действиями, результатом модифицируется в пять развивающих технологий: административную, педагогическую, профессиональную, технологию воспитательного процесса, информационную[1]. Все технологии функционально взаимосвязаны и обеспечивают полифункциональное, многомерное образовательное пространство. Мы его называем развивающим, так как в нем создаются оптимальные (целесообразные, экономичные) условия для саморазвития коллектива в целом и каждого человека, в частности. Рассчитать целесообразность и экономичность технологического процесса позволяют следующие два принципа: персонифицированное управление технологическим процессом и деятельностная организация содержания развития человека, коллектива. Первый принцип требует “разворота” управления на человека. Человек - главный “материал”, подвергающийся “обработке” в технологическом процессе. При этом “материал” особенный - саморазвивающийся. Получается, что человек сам себя “обрабатывает” (изменяет, развивает, выращивает, преобразует, создает, творит...), ему лишь нужны для этого определенные условия - средства (за что и отвечает технолог!). Основанием для выделения данного принципа является, во-первых, то, что все люди имеют инвариантный природный механизм жизнедеятельности (иными словами, организм всех людей устроен одинаково). Именно природным механизмом каждому заданы все возможные человеческие способности (видеть, слышать, говорить, ходить, думать и т.д.). Люди отличаются друг от друга лишь количественным выражением способностей, что и характеризует уровень индвидуального развития каждого. Природные задатки позволяют создавать одновременно общие условия для саморазвития разных людей, т.к. изменению подвергается лишь степень развития задатков, т.е. способности. Во-вторых, работа природного механизма происходит по инвариантному режиму: “хочу” (потребности, установки, нужда, личная выгода...), “могу” (способность удовлетворять свои потребности), понимаю, осознаю, что, зачем делаю. Этот режим функционирования позволяет человеку самому дозировать свои потребности-способности, самому определять, что, когда, сколько ему нужно и как этого достигнуть. Иными словами, человек становится “мерой всех вещей”. Среда, создавая условия (средства) функционирования человека, регламентирует, регулирует его свободу воли, чтобы она, как говорит В.И.Даль, оставалась в разумных пределах, разрешенных объективными законами (96, с.238). [1] По набору технологий лицей, колледж, вуз отличаются от общеобразовательной школы наличием лишь профессиональных технологий 145
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324065.html |
|