Быстрый переход к готовым работам
|
Эволюция понятия интуиции в истории европейской философииПроблема интуиции всегда была одной из традиционных в гносеологии. Возникнув более чем две тысячи лет назад, она рассматривалась мыслителями самых различных взглядов и направлений. Эволюция понятия интуиции происходила в контексте исторического развития философских идей. На наш взгляд, теории интуиции в истории европейской философии можно обобщенно представить в рамках двух основных подходов - иррационалистического и рационалистического. При иррационалистическом подходе возможности интуиции представляются скорее зависящими от каких-либо иррациональных элементов, чем от познавательной активности человека. При рационалистическом подходе интуиция связывается с естественными когнитивными способностями человека, чаще всего, с рассудком, чувствами. Первые идеи, относящиеся к феномену интуиции, появились в античной философской мысли. Они носили описательный характер и не были оформлены понятийно. В учении о бессмертной и самостоятельной душе человека, которая является подобием Единой Мировой души, Платон полагал, что до принятия телесной оболочки душа обитала в царстве истинного бытия, при этом «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи»[1]. В мире же вещей чувственные впечатления отдаляют душу от истины. Однако, разум и идеи по-прежнему выступают сущностью души. Согласно Платону, именно разум обладает способностью познания истинного бытия или интуицией. Интуитивное не является дискуссированным, однако может стать объектом рефлексии в процессе последующего понимания. Постижение через интуицию тождественно припоминанию, но, тем не менее, требует определенной подготовленности ума. По утверждению Платона, «и раз в природе все родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием, - самому найти и все остальное, если только он будет мужественен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать»[2]. Следовательно, интуиция у Платона связана с концепцией анамнесиса или припоминания. Она является высшим надрациональным и сверхчувственным уровнем познания. Позиция Платона была подвергнута критике со стороны другого античного мыслителя — Аристотеля, который считал, что сущность и существование вещи нельзя разорвать друг от друга. Поэтому мир идей, истинных сущностей не может быть отдален от мира явлений. Там, где существует вещь, там же и находится его сущность. Познавая с помощью чувств реальные предметы, человек тем самым познает истинное бытие[3]. Согласно Аристотелю, первой ступенью познания выступают ощущения, дающие знания о конкретных свойствах предмета. Далее с помощью мышления постигается общее. Орган мышления — «нус» — является частью души и проявляется в виде низшего (интуитивного) или высшего (логического) мышления. При этом интуитивное и дискурсивное противопоставляются друг другу. Интуитивное мышление способно находить первоначала, посылки, а дискурсивное или логическое может выводить умозаключения из имеющихся посылок. По Аристотелю, первоначала невозможно познать с помощью дискурсивного мышления, они даются с помощью наведения. Интуиция у Аристотеля - это способность постижения общего, которое «труднее всего для человека познать..., ибо оно дальше всего от чувственных •5 восприятий» . Так же, как дискурсивное или наука, она обладает точностью и истинностью, поскольку «в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению»[4]. Интуиция признается Аристотелем самостоятельным источником познания и высшим критерием истины, так как ее предметом выступают первоначала и причины, которые «наиболее достойны познания..., ибо через
них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено»[5]. У Плотина мы находим иное толкование интуиции. У него интуиция — это выход за пределы рационального и чувственного. Мистическая интуиция понимается им как способность непосредственного приобщения к надмировому ■5 разуму через самоуглубление, интроспекцию. По мнению А. Блаженного , способом достижения единения с Богом также является интуиция, постигаемая, с одной стороны, посредством самоуглубления собственной души — рациональная, интеллектуальная интуиция, с другой стороны, посредством веры - мистическая. При этом приоритет мистической интуиции признается бесспорным. У другого религиозного философа Ф. Аквинского[6] интуиция также предстает в двух формах, рациональной и мистической, которые выступают как равноправные, поскольку каждая из них имеет свою сферу применимости, соответственно, науку и религию. При этом непосредственность мистической интуиции выступает как абсолютная. Это прямое созерцание истины как того, что самоочевидно. Интуиция воспринимается как некое сверхличностное знание. Предполагается, что существует некий источник истины, а именно Бог, приобщиться к которому можно посредством интуиции. Более подробно взгляды Плотина, а также христианских философов будут рассмотрены в следующем параграфе работы в контексте вопроса об интуиции как элементе религиозного опыта. Дальнейшее изучение интуиции происходило в Новое время и отражало специфику развития науки и общества данной эпохи. Проблема интуиции связывалась с постановкой вопроса об основах логических свойств знания в области математики и естествознания, а именно об основах необходимости и всеобщности. Все мыслители признавали необходимым и всеобщим знание в названных областях науки. И именно в интуиции философы Нового времени увидели источник такого знания[7]. По мнению Рене Декарта, прийти к познанию вещей можно посредством двух действий нашего интеллекта, а именно интуиции и дедукции. Интуиция при этом рассматривается как способ осознания врожденных идей, а также доказательство истинности полученного знания. Это прямое, непосредственное усмотрение истины, приходящее в виде очевидного и ясного знания. Уверенность в том, что «я есмь и знаю, что существую, а знаю я это, потому что сомневаюсь, или, иначе говоря, потому что мыслю»[8] является интуитивно постигнутой врожденной идеей. Однако, интуитивное не всегда тождественно врожденному, интуитивное - более широкое понятие. Не все интуитивное врожденно, но все врожденное интуитивно. Р. Декарт подчеркивает, что с помощью интуиции каждый может познать, «что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар - единственной поверхностью»[9] и др.
[1] Платон. Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1970. - Т. 2. - С. 365. [2] Платон. Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1968. — Т.1. - С. 385. [3] См.: Аристотель. Собр. соч. В 4 т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 66. [4] Там же. - С. 282. [5] Аристотель. Собр. соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 68. [6] См.: Там же. - С. 835. [7] См.: Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало XX в. / Вступ, ст. В.В. Соколова. Изд. 3-є, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2004.-С. 13. [8] Декарт Р. Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 172. [9] Там же. - С. 84.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298738.html |
|