Быстрый переход к готовым работам
|
Реформа следственного аппарата в соответствии с Концепцией судебной реформы 1991 г.В связи с усилившимися к началу 90-х гг. прошлого века негативными тенденциями в области нарушений прав личности на предварительном расследовании на страницах юридической печати возобновилась дискуссия[1] о реформировании следственного аппарата в системе государственных органов. По состоянию на 1990 г. расследование преступлений осуществлялось: следственным аппаратом МВД - 74,4% ежегодного количества уголовных дел, прокуратуры - 6,6%, КГБ - 0,02%, около 19% - органы дознания МВД.[2] Анкетирование, проведенное в 1988 г. (по существу в разгар перестроечных процессов), показало, что почти 89% прокуроров, следователей и их руководителей, а также сотрудников органов дознания разделяли мнение о создании единого следственного аппарата[3]. При опросах, проведенных в 1989 г., вариант автономизации следственного аппарата в рамках Следственного комитета при Совете Министров СССР поддержали 70% из 595 участвовавших в опросе сотрудников органов предварительного следствия МВД СССР[4]. Эта тенденция продолжалась и в последующем. Из числа опрошенных в 1991 г. 392 следственных работников МВД за создание в стране вневедомстственной следственной структуры высказались 77,8%, за самостоятельный следственный аппарат МВД — 15,1%, за организационное единство в системе МВД органов предварительного следствия и дознания - 4,3%’- Решение вопроса о месте следственного аппарата в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма российской государственности, закрепленной в Конституции России 1993 г., лежащих в её основе принципов разделения властей, законности, федерализма. Практика государственно-правового строительства современной России свидетельствует о том, что несовершенство структуры следственного аппарата стало серьезным препятствием для коренного улучшения его деятельности. Рост преступности, проявление её наиболее опасных для общества и государства организованных форм постоянно увеличивают объем и усложняют характер следственной работы. К факторам, обуславливающим необходимость реформы системы предварительного следствия в 1990 году, И.Ф. Герасимов[5] отнес: 1. Недостаточную эффективность деятельности правоохранительных органов (снижение раскрываемости, качества следствия, изменение структуры преступности - экономические и в составе ОПТ). 2. Проникновение в деятельность правоохранительных органов негативных явлений и тенденций (манипулирование ведомственной отчетностью, злоупотребления при расследовании и раскрытии преступлений). 3. Недостаточное техническое оснащение следователей и оперативных сотрудников (отсутствие кримтехники и ЭВМ). 4. Нарушение законности в деятельности правоохранительных органов (необъективное следствие, обвинительный уклон, волокита и т.д.). 5. Зависимость следователя от руководства гор(рай)органа МВД, в прокуратуре - ведомственная подчиненность следователя прокурору. 6. Трудности в организации взаимодействия органов предварительного следствия и дознания, обеспечения правильного сочетания следственных действий и ОРМ, делового сотрудничества различных служб и подразделений, (работа СОГ, исполнение поручений и т.д.). 7. Недооценка роли следователя (материальная и техническая необеспеченность, несоответствие рабочих мест требованиям НОТ, отсутствие должностей помощника следователя). 8. Неэффективность существующих форм и методов подбора и подготовки следственных и оперативных кадров. В 1992 г. руководитель следственного аппарата МВД И. Кожевников так характеризовал его положение: «Сегодня в следственном аппарата МВД России сложилась... кризисная обстановка. Нерешенность законодательных, штатных, материально-технических, социально-бытовых вопросов подрывает общественную значимость и престиж профессии следователя».[6] В начале 90-х годов следователи испытывают колоссальные перегрузки, одновременно расследуя до 50-80 дел. За пять лет уволилась примерно половина штатной численности. Повсеместно - острая нехватка транспорта, средств организационной, криминалистической техники, специальной юридической литературы, бланков и канцелярской принадлежностей. Зарплата следователей МВД вдвое меньше, чем у следователей прокуратуры, хотя нагрузка последних в 4,6 раза ниже.[7] В 1990 г. Комитетом Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбе с преступностью была образована межведомственная комиссия по разработке пакета законодательных актов, связанных с образованием Следственного комитета РСФСР. В декабре 1990 г. II съезд народных депутатов РСФСР поручил Верховному Совету РСФСР «начать работу по формированию самостоятельных органов предварительного следствия»[8]. 24 октября 1991 г. было принято постановление Верховного Совета РСФСР об утверждении Концепции судебной реформы в РСФСР. Проект данной Концепции был внесен в Верховный Совет РСФСР Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, её авторами были известные российские юристы: С.Е. Вицин, А.М. Ларин, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, С.А. Пашин, И.Л. Петрухин, Ю.И. Стецов- ский, Р.В. Назаров. Вызывает недоумение, что столь объемный и сложный по своему содержанию документ, которым является Концепция судебной реформы в РСФСР, был принят Верховным Советом в течение нескольких минут без какого-либо обсуждения. Как можно усмотреть из анализа специальной юридической литературы, публикаций СМИ того периода и стенограммы заседания Верховного Совета РСФСР Концепция судебной реформы не была предварительно опубликована и не является результатом широкого обсуждения научной и практической юридической общественности. Целый раздел Концепции посвящен организации следственного аппарата. В ней было отмечено, что концентрация следствия в руках МВД была бы чревата опасным сращением функций дознания, следствия и оперативнорозыскной деятельности. Включение следственного аппарата в систему Министерства юстиции привело бы к возникновению служебно-административной зависимости между следователями и судебным персоналом, находящимся в ведении этого министерства. При подчинении правительству или структурам президентской власти следственный аппарат оказался бы в одном ряду с многочисленными министерствами и ведомствами, под контролем их руководителей. В Концепции делался вывод, что выход из создавшейся ситуации по заключениям ряда теоретиков и практиков - это создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД, КГБ. За прокуратурой, по мнению авторов Концепции, должны остаться «полномочия по ведению (но в строго определенных случаях - дела против сотрудников правоохранительных органов) предварительного следствия, что позволит обвинительной власти выступить в качестве резервной (дублирующей) системы, когда объективность прочих структур вызывает обоснованные сомнения».[9] Концепция судебной реформы, явно выходя за пределы предмета своего рассмотрения, затрагивая перспективы реформирования следственного аппарата страны, оценила эти перспективы крайне противоречиво. С одной стороны, констатируется, что «полицентризм» следственных подразделений, наличие относительно независимых подсистем усиливает надежность системы, хотя и увеличивает расходы на её функционирование. С другой стороны, отмечается, что «учитывая наши государственно-правовые традиции, а также крайнюю стесненность в материальных, финансовых и кадровых ресурсах, следует, видимо, ориентироваться на моноцентризм и иерархическое построение предва- рительного следствия в РСФСР» .
[1] Вахитов Ш.К. Место следственного аппарата_в системе государственных органов // Сов. гос-во и право. 1988. № 2 С. 70-77; Карнеева Л.М. Проблемы перестройки следственного аппарата органов внутренних дел // Соц. законность. 1989. № 2. С. 63; Ларин А.М. Савицкий В.М. Каким быть следственному аппарату // Сов. гос-во и право. 1991. № 1. С. 30-39; [2] Кожевников И.Н. Предварительное следствие: кризис и перспективы // Милиция. 1992. № 9. С. 2 [3] Власов В.И. Расследование преступлений. Проблемы качества: Монография / Под ред. В.М. Парадеева. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1988. С. 178. [4] Кулагин Н.И. Управление следственными аппаратами органов внутренних дел (функционально-структурный анализ): Дисс. ... докт. юрид. наук. Волгоград, 1989. С.96-97. [5] Герасимов И.Ф. К реформе органов предварительного расследования // Актуальные проблемы следственной деятельности. Межвузовский сборник научн. трудов. Свердловск: СЮИ, 1990. С. 46 [6] Кожевников И.Н. Предварительное следствие: Кризис и перспективы // Милиция. 1992. Сентябрь. С. 2 [7] Там же. С. 3 [8] Кондратов Б., Щербинский Е. Следственный комитет России. Кто «за» и кто «против» // Российская газета. 1993. 15 апреля. [9] Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Отв. за вып. Б.А. Золотухин. М.: Республика, 1992. С. 63
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|