Быстрый переход к готовым работам
|
Концепция уголовного преследования, прокурорского следствия и надзора за нимВ конце 20-х гг. XX в. началась постепенная передача следственного аппарата в прокуратуру с полным подчинением следователей прокурору. Это означало упразднение независимой следственной («следственно-судебной») власти и превращение следователя в своеобразного помощника прокурора по следствию. В теории появилась разработанная профессором М.А.Чельцовым концепция, согласно которой предварительное расследование - это новая, ранее неизвестная форма прокурорского расследования, при котором прокурор является «хозяином процесса». Одна группа авторов предложения о передаче следственного аппарата в ведение прокуратуры исходила в основном из того, что множественность органов дознания и расследования приводит к безответственности, параллелизму, смешению функций. Вторая группа авторов обосновывала свое предложение тем, что именно на прокурора возлагается общее руководство борьбой с преступностью, координация усилий всех следственно-судебных органов. Поэтому, считали они, прокурор должен быть наделен и всей полнотой административной власти в отношении следственного аппарата. Основное направление реализации концепции прокурорского расследования в 30-е годы XX в.в. выражено А.Я.Вышинским: «Нужно органически ставить дело таким образом, чтобы прокурорская власть была единственной, имеющей право распоряжаться следственной властью в области исследования конкретных преступных деяний».[1] Создание СССР изменило систему управления государственными органами на союзном и республиканском уровне. Эти обстоятельства способствовали укреплению прокуратуры, централизации её структуры и усилению влияния на следственный аппарат при практическом воплощении концепции. Окон- нательный вариант соответствовал тенденции формирования централизованной командно-административной системы, применению единых принципов при построении её отдельных звеньев, в качестве одного из которых выступила монолитная подсистема прокуратуры, наиболее отвечающая в структуре НКЮ новым принципам построения государства (централизация, единоначалие, иерархичность). Концепция воплощалась по двум направлениям: - следователи по важнейшим делам были учреждены в структуре самой прокуратуры. Они были объединены в следственную часть, выступающую структурным подразделением отдела прокуратуру НКЮ РСФСР[2], - прокуроры усиливали и уголовно-процессуальное, и административное влияние на народных следователей, находившихся в подчинении судебных органов и составлявших самую многочисленную должностную категорию. Формирование организационной структуры прокуратуры, охватывавшей все четыре иерархических уровня управления государством - от союзного до местного - завершилось созданием на союзном уровне в июле 1929 г. собственного постоянного следственного аппарата при Прокуроре Верховного Суда СССР и включением следователей в воссозданные в 1930 г. камеры районных прокуратур. В декабре 1930 г. вопросы организации следственных органов переданы в компетенцию союзных республик с установлением единых союзных нормативов, и для органов прокуратуры, и для органов предварительного следствия. На союзном уровне реализация концепции протекала в русле автономи- зации Прокуратуры СССР, выделения её в самостоятельный государственный орган, возглавляющий всю прокурорскую систему. Органы предварительного следствия, сохраняя жесткую организационную привязку к системе прокуратуры, совместно с ней в 1936 г. были выделены из системы НКЮ союзных и автономных республик. За подчинение следственного аппарата прокуратуре в юридической литературе высказывались Н.В. Крыленко, В.А. Радус-Зенькович, М.С. Строгович, Д.С. Карев, Н.Н. Полянский, Р.Д. Рахунов, С.П. Митричев, М.А. Чельцов, Г.Н. Александров и др.[3] П.И. Люблинский предлагал слить предварительное следствие и дознание в единую форму «прокурорского дознания»,[4] а Б.Я. Арсеньев полагал необходимым отказаться от дознания и следствия, образовав единую форму предварительного расследования, руководимого и контролируемого прокурором.[5] Противники подчинения следственного аппарата прокуратуре И.Д. Перлов и М.Ю. Рагинский аргументировали свою позицию опасением возможной необъективности прокуратуры в осуществлении надзора за «своим» следствием, меньшей эффективности прокурорского надзора, как одного из средств пресечения допущенных нарушений законности[6]. Н.И. Загородников указывал, что «расследование преступлений не является функцией, органически присущей прокуратуре. Нахождение следственных органов в системе прокуратуры - это, скорее всего, результат волевого административного решения, чем проявления объективной необходимости в подобном уголовно-процессуальном и организационном решении вопроса».[7] В сложившихся условиях нельзя было согласиться с мнением, что расследование преступлений противоречит надзорной функции прокуратуры. Практика доказала: производство расследования укрепляет эту функцию, придает ей более действенный характер, однако споры о функциях прокуратуры продолжаются.[8] По мнению А.Г. Халиулина: «...функция уголовного преследования применительно к деятельности прокуратуры Российской Федерации включает в себя возбуждение прокурором уголовного дела в отношении конкретного лица, привлечение прокурором или следователем прокуратуры конкретного лица в качестве обвиняемого, утверждение прокурором обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд, поддержание в суде государственного обвинения»[9]. Как сформулировано в действующем УПК РФ (ч.1 ст.37) - «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Смешанная модель организации российского уголовного судопроизводства, при которой предварительное обвинение формируется в ходе процессуальной деятельности органов предварительного следствия, диктует необходимость сохранения активной роли прокурора в обеспечении основополагающих принципов уголовного судопроизводства (законность, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение права на защиту, свобода оценки доказательств, объективность расследования) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства средствами прокурорского надзора.
[1] V Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. 10-15 марта 1924 г.: Тезисы. Стенографический отчет. - М.: Юрид. изд-во, 1924. С. 128. [2] О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.: Постановление ВЦИК от 11.11.1922 // СУ РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902 [3] Крыленко H.B. Принципы переработки Уголовного кодекса РСФСР // Революция права. 1928. № 4; Радус- Зенькович В.А. К пересмотру основ судоустройства СССР // Советская юстиция. 1930. № 3; Еремин М., Строгович М. Неотложные задачи следствия // Советская юстиция. 1930. № 28; Карев Д.С. Вопросы уголовного процесса в связи с проектом УПК // Социалистическая законность. 1954. № 2 и др. [4] Люблинский П.И. Предварительное следствие: (Общие условия производства предв. следствия. Гл. IX Уг - проц. кодекса). М., 1923. [5] Арсеньев Б.Я. Основные принципы проекта Уголовно-процессуального кодекса СССР // Советская юстиция. 1939. № 10. С. 10. [6] Перлов И.Д., Рагинский М.Ю. Назревшие вопросы дознания и предварительного следствия // Советское государство и право. 1957. № 4. С. 119. [7] Загородников Н.И. 50 лет Советского государства и теоретические проблемы деятельности органов охраны общественного порядка // Труды Высшей школы МООП СССР. 1968. Т. 19. С. 19. [8] Алексеев С.Н. Функции прокурора по новому УПК РФ //Государство и право. 2002. № 5. С. 99-102; Ким Ю.В. Прокурорский надзор в структуре российской правовой государственности: генезис института, функции, тенденции развития: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1992. 18 с.; Клочков В.В. Функции прокуратуры: понятие, соотношение с деятельностью, классификация // Прокуратура. Законность. Государственный контроль. Сборник науч. трудов. М.: Манускрипт, 1995. С. 3-17; Протопопов А.Л. Функции прокуратуры // Правоведение. 2000. № 6. С. 169-178; Тертышник В., Тертышник А. Функции прокуратуры // Законность. 2004. № 12. С. 53-54. [9] Хапиулин А.Г. Уголовное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации : Проблемы осуществления в условиях правовой реформы: дисс. ... доктора юрид. наук. М., 1997. С. 118.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|