Быстрый переход к готовым работам
|
Концепция единого вневедомственного следственного органаВопрос о создании единого следственного аппарата относится к числу наиболее сложных, и в настоящее время является остро дискуссионным как среди ученых, так и среди практиков, о чем свидетельствуют и научные публикации, и выступления на научных и научно-практических конференциях, и итоги конкретно-социологических исследований. Некоторые авторы склонны считать вопрос о создании единого следственного аппарата основополагающим в реформировании предварительного следствия. Остальные проблемы могут быть успешно разрешены в рамках совершенствования условий работы существующих следственных подразделений. В целях апробации предложения о создании единого аппарата расследования правительство еще в 1930 г. разрешило в опытном порядке организацию единого следственного органа в ряде городов: Куйбышеве, Орле, Курске. Этот эксперимент объединял только следователей. В нем были созданы единое делопроизводство, единая канцелярия, следователи подразделялись на бригады (группы) по специализации. В непосредственное подчинение этому органу оперативные работники из системы НКВД переданы не были, но они закреплялись за ним и не могли перемещаться по службе без согласия его руководителей.[1] Крупная дискуссия о сосредоточении всего предварительного следствия в одном ведомстве имела место в конце 50-х годов XX столетия. В 1957 г. М.В. Барсуков высказался за упразднение следственного аппарата прокуратуры и сосредоточение его в органах МВД.[2] В 1969 г. заместитель Генерального прокурора СССР Жогин Н.В., критикуя сторонников создания единого следственного аппарата и вообще сторонников его реорганизации, мотивировал это тем, что, что все следственные звенья в государстве построены на общей цели, единстве процессуального регулирования, и уже составляют тем самым единый следственный аппарат.[3] Резко критиковал эту позицию М.С. Строгович, выступающий против самой возможности передачи предварительного следствия МВД, но при этом не отрицал идею единого следственного аппарата, предлагая сосредоточить его в 2 прокуратуре. В 1969 году при опросах, проведенных Г.Ф. Горским,[4] за создание единого следственного аппарата - Следственного комитета при Совете Министров СССР - высказались 48% из числа опрошенных следователей прокуратуры и 45,9 % из числа опрошенных следователей МВД СССР. Анкетирование, проведенное В.И. Власовым[5] в 1988 году, показало, что почти 89 % прокуроров, следователей и их руководителей, а также сотрудников органов дознания разделяют мнение о создании единого следственного аппарата. В том же году идею создания единого следственного аппарата поддержали 72,2 % следователей, опрошенных Вахитовым Ш.К.[6] В 1989 году при опросах проведенных Кулагиным Н.И.,[7] вариант авто- номизации следственного аппарата в рамках Следственного комитета при Совете Министров СССР поддержали 70 % из 595 участвовавших в опросе сотрудников органов предварительно следствия МВД СССР. Подготовленный в 80-е гг. проект закона о следственном комитете, его концепция, предполагающая вывод следствия из состава МВД и КГБ, натолкнулась на противодействие руководства этих ведомств. Они ссылались на несвоевременность реорганизации предварительного следствия в период напряженной борьбы с преступностью. Предварительное следствие на языке оперативных служб - не более чем «реализация оперативных данных». Следователь в таком понимании нужен, только чтобы придавать результатам оперативнорозыскной работы приличествующие процессуальные формы. А.И. Бастрыкин и И.Ф. Крылов указывали, что «руководя следственным аппаратом, отвечая за его показатели, прокуроры снижают качество следствия, а следователи подчиненные прокурору, не могут пользоваться самостоятельностью в полной мере... Сосредоточение следственного аппарата в органах МВД приведет к улучшению его деятельности, так как практика показывает, что следователи МВД имеют по сравнению с органами прокуратуры лучшие показатели работы, как по раскрываемости преступлений, так и по качеству и срокам следствия. Сосредоточение предварительного следствия в органах МВД устранит распыление сил, параллелизм в работе, укрепит и усилит координацию следователей и оперативных служб органов милиции»[8]. В сентябре 1990 г. пакет законодательных актов, связанных с образованием СК России был подготовлен и направлен на места для обсуждения. Проект, предусматривающий создание независимого СК был утвержден постановлением ВС РФ 24 октября 1991 г. VII Съезд народных депутатов Российской Федерации в п.З своего постановления «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» 14 декабря 1992 г. прямо записал: «Верховному Совету Российской Федерации в первом полугодии 1993 г.... завершить разработку и принять закон «О Следственном комитете Российской Федерации»». Таким образом, была сформирована юридическая база для реорганизации органов предварительного следствия. Необходимость принятия закона «О Следственном комитете РФ» обосновывалась тем, что несовершенство нынешней структуры и противоречащая закону ведомственная подчиненность стали препятствием для коренного улучшения деятельности следственного аппарата. Непрекращающийся рост преступности, её все более организованные проявления постоянно увеличивают объем и усложняют характер следственной работы. Особенно критическая ситуация сложилась в следственных подразделениях МВД, где только в 1992 г. находилось в производстве свыше 2,6 млн. уголовных дел. Из числа опрошенных в 1991 году Л.Д. Кудиновым[9] 392 следственных работников МВД за создание в стране вневедомстственной следственной структуры высказались 77,8 % (305 человек), за самостоятельный следственный аппарат МВД - 15,1 % (59), за организационное единство в системе МВД органов предварительного следствия и дознания — 4,3% (17). Проведенное в 1994 году Н.И. Кулагиным[10] анкетирование 6000 следователей показало, что 95 % из них желают видеть единый следственный аппарат, организационно обособленный от органов милиции, правосудия и управления. Создание вневедомственного самостоятельного Следственного комитета вызывает противодействие ведомств, имевших собственный следственный аппарат. Выдвигаются доводы о несвоевременности данной реформы: «сложной оперативной обстановке» и отсутствия средств, высказывают опасение, что новый комитет РФ нарушит «наработанные оперативно-следственные связи». Проект закона РСФСР 1991 г. «О следственном комитете РСФСР» рассматривался как юридическая основа выведения предварительного следствия на более высокий качественный уровень, создание предпосылок к повышению его роли в борьбе с преступностью. Согласно ч.З ст.8 проекта «В состав СК РСФСР входят функциональные, отраслевые и специализированные подразделения, а также СЧ для расследования наиболее сложных дел об особо опасных преступлениях». Согласно проекту орган дознания, возбуждая уголовное дело, производит неотложные следственные действия и по их завершении направляет дело руководителю органа предварительного следствия, уведомляя об этом прокурора. Следователь имеет право поручать органу дознания производство процессуальных действий. Предварительное следствие о преступлениях, совершенных следователями, а также расследование преступлений, совершенных в отношении следователей, производится органами прокуратуры. Высказывается мнение о том, что создание монопольного следственного аппарата может значительно ухудшить положение дел в борьбе с преступно- стью, так как наличие относительно независимых, дублирующих друг друга подсистем, усиливает надежность всей системы, хотя и значительно увеличивает расходы на её функционирование. Все преобразования всегда сводились к одному результату - «следственный аппарат никогда не имел самостоятельной организации и всегда выступал придатком более мощных ведомственных систем».[11]
[1] Лаговиер Н. Полезный почин в судебно-следственном строительстве // Советская юстиция. 1930. № 38. [2] Барсуков М.В. За дальнейшее совершенствование организации и деятельности советской милиции // Советское государство и право. 1957. № 4. С. 35 [3] Жогин Н.В. Роль и место следственного аппарата в СССР // Социалистическая законность. 1969. № 7. С. 17 [4] Зуйков Г.Г, Горский Г.Ф. Научные основы организации и деятельности следственного аппарата в СССР. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970. С. 60. [5] Власов В.И. Расследование преступлений. Проблемы качества: Монография / Под ред. В.М. Парадеева. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988. С. 178. [6] Вульферт А.К. Место следственного аппарата в системе государственных органов // Советское государство и право. 1988. № 2. С. 76 [7] Кулагин Н.И. Управление следственными аппаратами органов внутренних дел (функционально-структурный анализ): Дисс. ... докт. юрид. наук. Волгоград, 1989. С. 96-97 [8] Бастрыкин А.И., Крылов И.Ф. Розыск, дознание, следствие. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. С. 166. [9] Кудинов Л.Д. Процессуальный подход к определению места следственного аппарата в структуре органов государства // Предварительное следствие в условиях правовой реформы. Сборник научных трудов. Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1991. С.28. [10] Кулагин Н.И. Структура и функции управления в системе предварительного следствия: Учеб. пособие. Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. С. 64-66. [11] Кудинов Л.Д. Независимость как основа уголовно - процессуального положения следователя в правовом государстве // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992. С. 83.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|