У нас уже 33668 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Иностранный опыт организации и развития следственных органов

Различными государствами со сходными или иными условиями правовой системы накоплен богатый опыт организации следственных органов. В Казах­стане, как и в России, и других странах СНГ процесс реформирования следст­венных органов проходил противоречиво и непоследовательно.

Апробации идеи о совместном, постоянном сотрудничестве следователей и органов дознания была осуществлена 17 марта 1992 г. созданием в системе МВД РК подразделений по борьбе с организованной преступностью и корруп­цией, которые явились прообразом Государственного Следственного Комитета (далее - ГСК). Идея, воплощенная в этих подразделениях, заключалась в необ­ходимости постоянного сотрудничества и совмещения усилий оперативных и следственных работников в раскрытии и расследовании наиболее опасных ор­ганизованных форм преступной деятельности и коррупции.

Большая нагрузка следователей, неадекватная оплата труда и недостаточ­ная материально-техническая обеспеченность процесса расследования преступ­лений, привели к снижению престижа профессии следователя и утрате высоко­квалифицированных специалистов. Указанные обстоятельства отражались на качестве следствия, которое стало ухудшаться в целом: по расследуемым тяж­ким видам преступлений увеличилось число уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование, возросли сроки предварительного расследова­ния, а также число приостановленных производством из-за неустановления ви­новных лиц.

На пресс-конференции в ноябре 1992 г. Президент Казахстана Н.А. На­зарбаев сообщил, что в целях формирования механизма контроля за исполнени­ем решений властей «мы намерены снабдить налоговую службу следственным аппаратом», что соответствует концепции правовой реформы, принятой в 1992

г.  - созданию единого следственного комитета.[1]

В результате изучения статистических данных о состоянии преступности, в т.ч. по отдельным видам преступности за последние 15 лет, объема работы следственных ведомств и следователя, содержания процессуального статуса следователя и его взаимоотношений с органами дознания при раскрытии и рас­следовании преступлений были сформулированы и предложения, по которым создание самостоятельного следственного комитета считалось нецелесообраз­ным. Оно неизбежно приводило к разрыву внутренней и объективно необходи­мой связи между и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений.

06 октября 1995 г. во исполнение Конституции указами Президента Рес­публики Казахстан, имеющими силу Закона «О специальных государственных органах Республики Казахстан, осуществляющих следствие и дознание», «Об образовании Государственного следственного комитета Республики Казах­стан», создан новый, самостоятельный, не имеющий аналогов в СНГ правоох­ранительный орган.

С его образованием упразднены были аппараты следствия в прокуратуре и органах внутренних дел. На ГСК возложено осуществление производства дознания, предварительного следствия по уголовным делам и оперативно­розыскная деятельность. Для обеспечения дознания и ОРД ГСК передана штат­ная численность оперативных и иных оперативно-вспомогательных служб ор­ганов внутренних дел.

Высказываемые возражения созданию ГСК сводились к тому, что его об­разование нарушит целостность, устойчивость органов внутренних дел и их эффективность в борьбе с преступностью. Кроме того, обойдется казне в очень значительную сумму, так как потребуются помещения, транспорт, технические и другие средства.

В результате ГСК, противопоставив себя другим правоохранительным ведомствам, остался без их поддержки и породил дополнительную межведом­ственную разобщенность. Поспешность в создании ГСК привела к частичному разрушению существовавшей системы расследования преступлений и сниже- нию уровня контроля государства над осуществлением единой уголовной поли­тики.[2] Указом Президента Республики Казахстан от 05 ноября 1997 г. он был упразднен.[3]

Негативные факторы при создании Государственного следственного ко­митета в Республике Казахстан были обусловлены следующим:

1.                        В Государственном следственном комитете были сосредоточены опе­ративные службы и следственный аппарат, которые возложили на себя раскры­тие и расследование практически всех совершаемых в республике преступле­ний. Фактически Комитет представлял собой одновременно федеральную службу по борьбе с организованной преступностью и следственные органы, призванные обеспечить расследование как выявленных этой службой преступ­лений, так и всей иной массы совершенных противоправных деяний.

2.                        Не были определены роль и место дознания в системе раскрытия и рас­следования преступлений. В результате такой мощный правоохранительный орган как Министерство внутренних дел Республики Казахстан оказался пол­ностью отстраненным от функции раскрытия преступлений, и тем самым была разорвана единая, взаимосвязанная общегосударственная система раскрытия и расследования преступлений.

Имеется мнение о том, что негативные оценки[4] опыта создания и деятельно­сти Государственного Следственного Комитета в Казахстане неприемлемы в качестве контраргументов создания объединенного органа предварительного следствия в России. Приверженцы этой точки зрения допускают логическую ошибку, рассматривая и сравнивая две формальные организованные социаль­ные системы государственного типа, построенные совершенно на разных прин­ципах. ГСК Республики Казахстан был основан на принципах организационно­го объединения оперативно-розыскной деятельности и функции предваритель- ного следствия, возложения управления такой системой на руководителей из среды процессуальных работников.[5]

Концентрация исполнителей функции предварительного следствия вокруг одного исполнителя оперативно-розыскной деятельности в ущерб другим явля­ется истинной причиной нежизнеспособности этой системы.

В Республике Беларусь с 01 января 2012 г. создан Следственный комитет, который находится в подчинении Президента. Его создание было мотивировано тем, что существующая система не в полной мере отвечает современным тре­бованиям, а зависимость предварительного следствия от ведомственных инте­ресов, отсутствие единства в организации следственной работы и руководстве ею зачастую приводит к бессистемному подходу при расследовании громких преступлений.[6]

Правовые и организационные основы деятельности Следственного коми­тета Республики Беларусь, его основные задачи и полномочия, а также полно­мочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников определяются Законом от 13 июля 2012 г. № 403-3 «О Следственном комитете Республики Беларусь»[7]. Законом внесены значительные изменения и дополнения в УПК Республики Беларусь, касающиеся правового регулирования деятельности вновь созданного СК РБ как органа государственного управления, призванного существенно оптимизировать систему предварительного расследования пре­ступлений и повысить ее эффективность.

Предварительное следствие по уголовным делам производится следова­телями СК РБ, за исключением уголовных дел о шпионаже, терроризме и дру­гих специфических преступлений, расследование которых, с учетом специфи­ки, возложено на КГБ.

Закон исключает излишнюю «опеку» прокурора за всеми аспектами след­ственных действий, что позволит следователям более эффективно реализовы­вать свои полномочия при расследовании преступлений, а прокурору - в пол­ной мере осуществлять функции надзора за процессуальной деятельностью ор­ганов предварительного следствия. Для этого согласно Закону у прокурора дос­таточно возможностей по своевременному и оперативному вмешательству в ход расследования и пресечению нарушений законодательства.

Законом предусмотрены существенные корректировки уголовного про­цесса, касающиеся деятельности органов дознания, внесен ряд изменений, на­правленных на оптимизацию расследования преступлений в рамках ускоренно­го производства.

 


[1] Известия. 1992. 16 ноября

[2] Соловьев Н.Г. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 4

[3] Гаврилов Б.Я. Следственный аппарат органов внутренних дел // Отечественные записки: Правосудие в России. 2003. № 2. С. 421-422.

[4] Соловьев Н.Г. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 4

[5] Когамов М.Ч. Государственный следственный комитет: версии, опыт, проблемы, решения Алматы: : Жеті жареы, 1997. С. 8,42, 44, 174.

[6] URL: http://www.belta.by/ru/all_news/president/Sledstvennyj-kormtet-Belarusi (дата обращения 31.01.2013)

[7] URL: http://www.president.gov.by/pressl25039.html#doc (дата обращения 31.01.2013)

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.