Быстрый переход к готовым работам
|
Организационное становление ДАФ
В оценке СДПГ относительно настроений на предприятиях Рурской области - одного из главных промышленных центров Германии - после унификации профсоюзного движения отмечалось: «Большая часть рабочих Рурской области продолжает верить в Гитлера. На них произвёл сильное впечатление тот факт, что безработные получили пусть низкооплачиваемую, но всё же работу. Они считают, что Гитлер решительно изменил бы курс партии в сторону рабочего класса, если бы его правильно информировали. Странно, но в этих же самых далёких от политики кругах возлагают надежды на д-ра Р. Лея, который изображает из себя притесняемого враждебными силами народного благодетеля. При этом люди полностью отдают себе отчёт в том, что отделения Трудового фронта отличаются от прежних профсоюзов, как небо и земля»[1]. В результате акции 2 мая 1933 г. по унификации профсоюзного движения 10 тыс. коллективных договоров, охватывающих около 11 млн. рабочих и служащих, оказались лишены юридической основы для реализации зафиксированных в них прав[2]. Не оказалось юридических и физических лиц, на которых лежало бы представительство интересов рабочих и служащих, их прав, вытекающих из коллективных договоров, и обязательств, предусмотренных коллективными договорами. Первоначально ДАФ, не выработавший тактики и стратегии в деятельности по регулированию отношений между работодателями и рабочими, не имел таких функций. Чтобы заполнить этот вакуум, 19 мая 1933 г. правительство Гитлера издало закон «О доверенных по труду»*. На основании этого закона рейхсканцлер А. Гитлер мог назначать из числа кандидатов, выдвинутых провинциальными властями, «доверенных по труду» для крупных экономических районов. Насчитывалось 13 лиц «доверенных по труду» в соответствии 13-ти экономическим районам Третьего w 171 рейха . Согласно § 2 «...доверенные по труду решают вместо рабочих объединений, отдельных работодателей или объединений работодателей условия для заключения договоров о найме на работу, имеющих силу закона, для заинтересованных лиц...»[3]. Закон «О доверенных по труду» лишил Лея, права бесконтрольного назначения окружных руководителей ДАФ. С помощью этих руководителей Лей хотел вмешиваться в конфликты между трудом и капиталом. Однако на основе § 2 данного закона «доверенные по труду» должны были «заботится о сохранении рабочего мира»[4]. Следовательно, «доверенные по труду» отнимали у окружных руководителей ДАФ полномочия, регулирующие трудовые отношения. При этом действия «доверенных по труду» согласно § 4 закона от 19 мая 1933 г. определялись «директивами и указаниями 174 правительства Рейха» . Неопределенность положения ДАФ в мае 1933 г. была следствием отсутствия четкой программы, которая определяла бы место и значение новой организации. Выступая 4 года спустя на партийном съезде, Р. Лей сказал: «Я получил приказ фюрера о взятии под свое руководство рабочих профсоюзных организаций. Но у нас не было готовой программы, которую мы могли бы взять и, руководствуясь ею, основать Германский трудовой фронт. Однако я должен был предвидеть, что я из этого сделаю»[5]. Далее он вспоминал первые шаги по созданию Германского трудового фронта: «Через несколько дней после того, как я взял под свою опеку традиционные немецкие профсоюзы, я пришел к фюреру и доложил, что все профсоюзы находятся под моим руководством и что наступило время, когда следует закрепить нас законом и получить признание со стороны государства в качестве Германского трудового фронта. На это фюрер ответил мне: «Мы немного подождем, посмотрим, что получится из смены кожи». Г итлер дал мне понять, что он не хотел бы формировать общественно-правовой орган с уставом. Фюрер хотел, чтобы он развивался самостоятельно»[6]. Поэтому становление ДАФ как организационной структуры в механизме нацистской диктатуры заняло почти два года. Первым шагом в определении цели и задач Германского трудового фронта явилось соглашение от 27 ноября 1933 г., подписанное имперским министром труда Ф. Зельдте, имперским министром экономики К. Шмиттом, уполномоченным фюрера по вопросам экономики В. Кепплером и руководителем Германского трудового фронта Р. Леем*. В этот же день Р. Лей выступил с обращением ко всем трудящимся, в котором говорилось о том, что Германский трудовой фронт призван объединить всех трудящихся людей, независимо от их социального и экономического положения. Высочайшей целью Германского трудового фронта объявлялось воспитание у трудящихся Германии понимания принципов национал- социалистического государства и усвоения национал-социалистического образа мыслей. Лей говорил о том, что на основании подписанного соглашения от 27 ноября 1933 г. ДАФ берёт на себя функции по профессиональному обучению людей, которые работают па предприятиях и в органах социальной сферы, представительство в судах по трудовым спорам и в социальном страховании. Германский трудовой фронт, по словам Лея, был также призван заботиться о том, чтобы должность руководителя промышленного предприятия рассматривалась как почётная и служила решающей движущей силой в создании нового общественного и экономического порядка[7]. Следующим шагом по определению задач ДАФ стал закон «О порядке национального труда» от 20 января 1934 г.* Прежде всего закон, устанавливал новые отношения между предпринимателем и рабочим. В компетенции руководителя предприятия было решение спорных вопросов, касающиеся рабочих и служащих, в свое время они должны были проявлять верность по отношению к своему работодателю. По этому закону на Германский трудовой фронт возлагались три задачи специального характера: а) подготовка списков кандидатов в совет экспертов при «доверенных по ТРУДУ» (§ 23 п.1); б) подготовка списков кандидатов на должность заседателей социальных «судов чести» (§41); в) подготовка списков кандидатов на должность заседателей судов по трудовым вопросам (§ 66 п. 2)[8]. Закон «О порядке национального труда» от 20 января 1934 г. был самым объемным текстом национал-социалистического трудового законодательства, одновременно являясь «подводным рифом» в трудовых отношениях, который Р. Лей всячески хотел обойти, - пишет историк Р. Смелсер[9]. Дело в том, что все три задачи, возлагаемые на ДАФ, не были подкреплены полномочиями, благодаря которым ДАФ мог оказать влияние на трудовые отношения. Согласно § 18 закона «О порядке национального труда» для крупных экономических областей, чьи границы сообща должны были определять имперские министры труда, экономики и внутренних дел, теперь назначались «доверенные по труду», которые являлись государственными служащими Рейха и подчинялись непосредственно имперскому министру труда[10]. В соответствии с законом от 20 января 1934 г. на предприятиях, насчитывающих более 20 рабочих и служащих, должен быть принят производственный устав предусматривавший время и формы выдачи заработной платы; размеры и характер штрафов; условия увольнений в чрезвычайных ситуациях; выплату компенсации за разрыв трудовых отношений и т.д. Согласно § 19 этого закона «доверенные по труду» обязаны заботиться о сохранении трудового мира. Для выполнения этой задачи они должны: 1. Контролировать создание и деятельность советов «доверенных лиц» (которые создавались на предприятиях вместо фабрично-заводских комитетов), а также выносить решения в спорных случаях; 2. В соответствии с § 9, § 14 и § 15 назначать и освобождать от занимаемой должности членов советов «доверенных лиц»; 3. Принимать решения по поводу обращений членов совета «доверенных лиц», сделанных ими в письменной форме в соответствии с § 16. Они были вправе при отмене решения, принятого руководителем предприятия, ознакомившись с ситуацией, выносить своё решение по данному вопросу; 4. При преднамеренных увольнениях принимать решения в соответствии с §20; 5. Контролировать соблюдение производственного распорядка на основе § 26; 6. Опираясь на § 32, направлять директивы и устанавливать тарифные планы, а также следить за их осуществлением; 7. Содействовать проведению в жизнь положений гражданского права в социальной сфере в соответствии с § 53; 8. Информировать имперских министров труда и экономики о развитии социально-политической обстановки по первому же требованию с их 181 стороны . За имперскими министрами труда и экономики закреплялось право включать в круг обязанностей «доверенных по труду» проблемы, связанные с сохранением трудового мира. '“'Reichsgesetzblatt. Herausgegeben vom Reichministerium des Innern, Gesetzsammlungsamt.-Berlin, 1934. - S.46^18. Таким образом, закон «О порядке национального труда» от 20 января 1934 г. создавал новый тип трудовых отношений, где работодатель становился «вождем предприятия», а рабочие его «дружиной». Посредником между предпринимателями и рабочими становились «доверенные по труду», чьи функции были расширенны. ДАФ по закону от 20 января 1934 г. кроме права подготовки списков кандидатов в совет экспертов при «доверенных по труду»; заседателей социальных «судов чести» и судов по трудовым вопросам, никаких юридически оформленных прав не получил.
[1] Deutschlandbcrichte der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands (Sopade). 1934. Hrsg. von K. Behnken. - Frankfurt/Main, 1980. - S. 429. [2] Сегалл Я. E. Очерки экономической политики германского фашизма. - М., 1934. - С. 26. * См. Приложение 5 [3] Reichsgesetzblatt. Herausgegeben vom Reichministerium des Innern, Gesetzsammlungsamt. - Berlin, 1933. - S. 368. [4] Ibidem. 173 Der Parteitag der Arbeit: vom 6. - 13. September 1937; offizieller Bericht uber den Verlauf des Reichsparteitages rnit samtlichen Kongressreden, - Mtinchcn, 1937. - S. 265. [6] Ibidem. *См. Приложение 6 [7] Organisationsbuch derNSDAP. - MQnchcn, 1936. - S. 235. * См. Приложение 7 [8] Reichsgesetzblatt. Herausgegeben vom Reichministerium des Innern, Gesetzsammlungsamt. Berlin, 1934. - S. 45. m Smelscr R. Robert Ley: Hitlers Mann an der «Arbeitsfront». Eine Biographie. - Paderbom, 1989.-S. 173. [10] Reichsgesetzblatt. Herausgegeben vom Reichministerium des Innern, Gesetzsammlungsamt. Berlin, 1934. - S.46.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/200285.html |
|