У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Реконструкция понятия «виртуальная реальность»

В последнее время категория виртуальной реальности широко используется в различных областях науки - в философии, психологии, информатике, и обозначают ею явления весьма разнообразные, принадлежащие к различным классам объектов. В этом проявляется многовариантность в понимании сущности виртуальной реальности.

В философском мире существуют различные определения виртуальной реальности. Одни авторы полагают, что это созданный с помощью компьютерных технологий искусственный мир, воздействующий на включенное в него сознание. По мнению других, это любая реальность, выступающая как результат фантазии, воображения или логического конструирования видимого мира. Третьи понимают под виртуальной реальностью состояние нашего сознания, имеющего определенную целевую и смысловую направленность. Четвертые усматривают в виртуальной реальности новый тип реальности, связанный с возникновением информационного общества.

Наиболее распространенное определение трактует виртуальную реальность как созданную с помощью компьютера искусственную реальность [3, 12, 70, 80]. Однако если виртуальная реальность есть искусственная, сделанная реальность, то ведь именно в такой реальности человек и живет изначально, являясь существом искусственным, своего рода артефактом. Биологическая организация человека определенно носит природный характер, но и в этой области человек выступает собственным творцом, придавая себе тот вид, который по определенным причинам в данный момент его устраивает. Духовный мир человека целиком им же создан, социальная коммуникация протекает по условным нормам и корректируется по определенным признакам - символам. Однако все выше перечисленное воспринимается человеком как мир реальный, носящий объективный характер, а в действительности, окружающий человека мир носит искусственный, производный характер и выполняет репрезентативную функцию человеческого разума.

В этом отношении все различия между миром реальным и виртуальным будут укладываться в соотношение актуального и потенциального. Виртуальный мир это, прежде всего, мир возможный, но мир, который все же существует [50, 88, 165, 199, 251]. На это обратил вниманием еще Декарт: самая смелая фантазия ничего не творит наново, а лишь комбинирует отдельные элементы уже известного. Этот же принцип лежит в основе одного из самых «человеческих» познавательных процессов - в основе воображения. Следовательно, представления человека о внешнем для него мире и есть мир виртуальный.

Однако различия между виртуальной реальностью и реальностью актуальной есть. Они сводятся к различию оригинала и копии, различию игры и реальности. Любая игра сделана, условна, неспонтанна, а потому конечна и исчерпаема. Однако дело даже не в том, что в современной компьютерной игре невозможно выйти за рамки сценария, созданного авторами. У любой искусственно созданной ситуации есть предел сотворенности. Плоды деятельности человеческого гения, в отличие от божественного интеллекта или от природы, исчерпаемы. Нельзя проникнуть в те слои творения, которые не продуманы и тем самым не сотворены [91].

Развитие компьютерных технологий происходит с высокой скоростью, что объясняет, например, тот факт, что сегодня делаются попытки создания нового вида игр с открытым сюжетом и неограниченным числом участников, которые могут находиться в различных точках планеты. По сути дела, такая игра есть полная имитация реального игрового общения.

В июне 1995 г. в России состоялась одна из первых конференций на тему «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития». Выступления участников этой конференции показали, что уже на начальной стадии формирования нового направления сложилось разное понимание виртуальной реальности. Один взгляд, характерный для разработчиков компьютерных программ и технического обеспечения, заключался в трактовке виртуальных реальностей как сложных технических систем, то есть их относили к физической или технической реальности [244,256,                                                               257,282].     Второе    понимание

виртуальных реальностей наиболее отчетливо выразил Л.В. Петров. Он предложил рассматривать их как состоящие из двух подсистем — физической и нефизической [231]. Третий, пожалуй, наиболее распространенный, подход можно назвать системно- междисциплинарным. Например, В. Б. Тарасов говорил: «Разработка современных систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, используемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике. Это предполагает применение системного (функционально-структурного) подхода к строительству интеллектуального интерфейса человека с виртуальным пространством, а также широкое использование психологических и психофизических моделей, обращение к неклассическим (псевдофизическим) логикам и качественной (наивной) физике» [282]. Ряд исследователей предлагают рассматривать виртуальные реальности просто как один из видов реальностей; чаще всего эти исследователи обсуждают психологические виртуальные реальности. Наиболее последовательно эту точку зрения выразил Н. А. Носов. «Понятие виртуальной реальности, - считал он, - в его общем виде приложимо ко всем видам реальности: и физической, и технической, и психологической, и т. д., поскольку в широком контексте, а именно как философская категория, категория виртуальности предлагает единую онтологическую парадигму не только для естественных и технических дисциплин, но и для гуманитарных» [214].

Если обратиться к истории, то в первую очередь надо отметить практические попытки создания виртуальной реальности, которую впоследствии можно было бы теоретизировать. На основе исследования по проблемам взаимодействия «человек - компьютер» М. Крюгер - американский ученый-практик - в 60-е годы прошлого века работал над созданием головного шлема, который был призван реализовать идею искусственной реальности. Этот шлем представлял систему интеграции в одном пространстве изображения, движения и звука и являл собой воплощение идеи киберпространства.

В последующем теоретический и практический поиск продвинулся значительно дальше. На наш взгляд, современная концепция виртуальной реальности сложилась в довольно развитое междисциплинарное направление, включающее множество аспектов методологического, теоретического и прикладного значения.

Выделим основные подходы, сложившиеся к настоящему времени. К.А. Зуев, В.Е. Иванов, JI.B. Петров и др. полагают, что в узком смысле виртуальная реальность понимается как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры [126, 129, 231].

Несколько иной подход у Д.В. Иванова, который выделяет два основных смысла понятия «виртуальное». Это исторически традиционный смысл обозначения кратковременно и актуально существующих бесконечно малых частиц. Второй смысл порожден практикой создания и использования компьютерных симуляций и раскрывается через противопоставление иллюзорности объектов, создаваемых средствами компьютерной графики, и реальности материальных объектов. В качестве универсальных свойств виртуальной реальности он выделяет три характеристики: нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [131, 132].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/348162.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.