Быстрый переход к готовым работам
|
Онтологические аспекты виртуальной реальностиВиртуальная реальность ассоциируется часто лишь с внутрикомпьютерной реальностью, хотя отдельные ее проявления вошли в нашу жизнь много раньше. Тот же телефон позволяет общаться с собеседниками из разных городов через создаваемую им звуковую виртуальную реальность. Компьютерный виртуальный мир - лишь усовершенствование уже открытой человеком виртуальной реальности. Однако постановка вопроса о виртуальной реальности была мотивирована прежде всего распространением информационных технологий и системы Интернет. Так или иначе, в скором времени особое компьютерное пространство свяжет всех людей, независимо от их местоположения. В компьютерной виртуальной реальности каждый сможет задавать свои внешние характеристики, менять свой пол, возраст, социальный статус и т.д. Современные виртуальные компьютерные игрушки являются прообразом грядущих виртуальных компьютерных вселенных со своими законами и своей историей. В связи с этим возникает проблема реальности компьютерных миров. Равноправна ли виртуальная реальность по онтологическому статусу с объективной реальностью, либо она есть лишь совокупность субъективных образов, затмевающая собой реальный мир, не способная сложиться в самостоятельную действительность. Ответ на этот вопрос определит и отношение человека к компьютерной реальности. Ведь виртуализация - это, прежде всего, замещение объективной реальности ее образами. Для пытающихся осмыслить этот процесс главным вопросом остается вопрос о дальнейших перспективах виртуализации общества. Здесь возможны два варианта: или же она приведет к полной подмене реальной социальной жизни, или произойдут качественные изменения самой объективной реальности. Превращение в последние десятилетия XX в. социальной реальности в эфемерную, нестабильную, описываемую постмодернистским принципом, явно коррелирует с возрастанием в жизни людей роли различного рода симулякров — образов реальности, замещающих саму реальность. Упадок реальности, описанный Бодрийяром и Лиотаром, не следует представлять апокалипсисом. Просто «старая» реальность сменяется «новой». В результате развеществления общество приобретает черты, описание которых приводит нас к использованию понятия виртуальной реальности. Виртуальная реальность предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. Реальность общества эпохи Модерна — это овеществленная институциональная структура, делающая практики независимыми от устремлений индивидов. Индивид, находясь в социальной реальности институтов, воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить. В эпоху Постмодерна индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и все больше воспринимает мир как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность при желании выхода из нее. Различение старого и нового типов социальной организации с помощью дихотомии реальное-виртуальное позволяет ввести понятие виртуализации как процесса замещения институционализированных практик симуляциями. Таким образом, термин «виртуализация» не только оказывается адекватным феноменам, описываемым как постмодернизм и развеществление, но даже предстает как более эвристичное, чем два последних концепта [131, 133]. Применительно к обществу в целом, виртуализация предстает не как единый процесс, а скорее — как серия разнородных, но направленных сходным образом тенденций в различных сферах жизнедеятельности. Это можно продемонстрировать, описывая симуляцию модернистских институционализированных практик в избранных для анализа институциональных сферах: экономике, политике, науке, искусстве, семье и т.п. Можно предположить, полагает В. А. Глазунов, что с усложнением информационных технологий виртуальный мир все более и более будет обретать качества реального мира. То, что мы сейчас понимаем как виртуальный образ, внутри гипотетически усложненного виртуального мира вполне может быть неотличимым от предметной сущности с точки зрения своей внутренней виртуальной логики. При усложнении виртуального мира до такой степени, когда внутри него невозможно будет провести грань с миром телесным, теряется критерий виртуальности [87, 88].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/348162.html |
|