У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Виртуальная реальность в системе взаимодействия «человек - техника»

Человек, преобразуя природу, создал огромный внеприродный мир артефактов, существенной составляющей которого является техника. Будучи чужеродной, отстраненной по отношению к человеку и, в то же время, являясь её детищем, техника всегда вызывала негативное и подозрительное отношение к себе, выступая в качестве чужого и, следовательно, враждебного. И, тем не менее, она играла наиважнейшую роль в ходе социального и духовного развития, изменяя направления и скорость цивилизационных процессов. Естественно шло осмысление всего связанного с техникой, именно ее отсутствие или присутствие легло в основу взгляда на историю, что позволило выделить основные этапы развития человеческого общества: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный [34].

Социально-философские теории постиндустриального, информационного общества стали логическим продолжением концепций индустриального общества, развитых в 60-е годы XX века философами и социологами Р. Ароном, Р. Дарендорфом и другими. В них по-новому осмысливается значение информации и технического знания, изменение типа социальности, образа жизни, общественных отношений, способов легитимации власти на современном этапе развития общества.

Важнейшей движущей силой изменений, по мнению Э. Тоффлера, является технология. Ускорение изменений во второй половине XX века связано с быстрым совершенствованием технологии: новые машины и техника становятся не только продуктом, но и источником свежих творческих идей. Новые технологии, кроме того, предполагают новые решения социальных, философских, общечеловеческих проблем, воздействуя на все интеллектуальное окружение человека - образ его мыслей и взгляд на мир. В процессе этого взаимодействия развивается знание, которое выступает основой совершенствования технологии.

Один из ведущих теоретиков информационного общества М. Кастельс полагает, что к концу второго тысячелетия в существенной мере изменился социальный ландшафт человеческого бытия. Определяющую роль в этом сыграла информационно-технологическая революция, ускоренными темпами формирующая материальную основу общества. В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, идет новый поиск идентичности, которая превращается в главный источник смыслов. Поиски этой идентичности протекают в условиях глобальных изменений в мире, связанных со складыванием Всемирной сети, а общества все больше структурируются вокруг биполярной оппозиции между Сетью и «Я» [151, с. 25,27].

Научные и промышленные предшественники информационных технологий обнаруживаются, начиная с 70-х годов XIX века: изобретение радио, изобретение электронной лампы. Затем, в годы Второй мировой войны и вскоре после нее, были осуществлены главные технологические прорывы в электронике - первый программируемый компьютер и транзистор, которые стали ядром информационно-технологической революции. Постепенно оформляется информационно-технологическая парадигма, ставшая основой информационного общества и включающая, согласно Кастельсу, пять характеристик. Во-первых, информация становится сырьем, во-вторых, информация становится всеохватной, в-третьих, складывается сетевая логика, в-четвертых, Сеть является гибкой и маневренной, в-пятых, нарастает конвергенция технологий - микроэлектроники, телекоммуникаций, оптической электроники и т.д. [151, с.76-78].

Формирование информационного общества отчетливо вписывается в логику взаимосвязи и взаимодействия человека и общества. За свою историю человечество пережило несколько технико­технологических революций: аграрную, промышленную, научно- техническую. Особое значение имеет третья революция, которая привела к коренным преобразованиям в человеческом мироустройстве и мировидении. С развитием техники, компьютерной технологии и средств телекоммуникации возникают новые виды деятельности. Идет формирование компьютерной информационной реальности, реальности отношений, где человек присутствует только идеально, наблюдая смоделированные компьютером на экране монитора визуальные модели сложных процессов. Человек превращается в своего рода оператора и манипулятора, существующего и действующего в виртуальном мире символической реальности. Появилось немало людей, для которых информационно-компьютерная реальность Интернета более значима, чем актуальная для них окружающая реальность, поскольку большую часть времени они живут в виртуальном информационном окружении.

Техносфера становится феноменом социальной истории и бытия человека [22, 23]. Человек начинает все более тесно взаимодействовать с технической действительностью, искусственным окружением. Исторически, с развитием естественнонаучного и технического знания, происходит переоценка места человека в этом мире. Учение Коперника переместило человека из центра мира на периферию, тем самым, лишив космической избранности. Дарвиновская теория естественного отбора доказала, что в биологическом плане люди - только один из многих видов, возникших в процессе органической эволюции, и, тем самым, лишила нас несоизмеримости с остальной живой природой. Н.Винер и В.Тьюринг поставили вопрос о соотношении человека с техникой, в перспективе способной к воспроизведению его действий. Информационная революция как бы интегрирует эффекты всех предшествующих революций, поскольку создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей и духовных сил всего человечества. Как никакое другое открытие или изобретение в мире информации и коммуникаций, сетевая информационная революция оказывает серьезнейшее воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру.

Человек - существо не только разумное (Ношо sapiens), но и преобразующее (Homo faber). Свою мысленную идею он материализует в различных сферах и, прежде всего, в трудовой деятельности, в производстве вещей. Постепенно формирующаяся способность сравнивать изготовленные предметы, оценивать свои действия становится основой процесса изменения замыслов и идей и, таким образом, совершенствования техники и технологии. Вместе с тем, всякое изделие есть система знаков, которая несет информацию как об идее, так и о ее материализованной форме. Поэтому технику можно рассматривать и как знаковое средство хранения и передачи технико­технологической культуры, Техника формируется на фоне социокультурного развития как результат общих представлений о мире, уровня развития общественных взглядов, искусства, нравственности и других проявлений культуры.

М. Кастельс в своем фундаментальном труде «Информационная эпоха» дает краткий очерк эволюции культуры и технологий. Изобретение примерно за 700 лет до н.э. в Древней Греции алфавита стало основой развития западной философии и науки, поскольку был преодолен разрыв между устной речью и языком, сказанное, таким образом, было отделено от говорящего. Затем был изобретен печатный станок. В наше время произошла технологическая трансформация не менее значимого масштаба. Различные способы коммуникации интегрируются в интерактивные информационные сети. Таким образом, формируются супертекст и метаязык, впервые в истории объединяя в одной и той же системе письменные, устные и аудиовизуальные способы человеческой коммуникации [151, с.314- 315].

Формирование символьной, духовно-информационной реальности является отражением современной цивилизации, и представляется ее закономерным следствием, результатом резкого возрастания роли умственного труда в нем, ситуацией, когда не отдельные личности или социальные группы, а массы людей живут духовно-теоретической жизнью в силу своей профессии. Их деятельность протекает в сфере сознания, ее предметы - знаки, формулы, тексты. Окружающий мир выступает в виде разнообразной информации, а задача человека в том, чтобы ее освоить. Усвоение, хранение, реорганизация знаний, манипулирование символами для многих превращается в образ жизни. Возник феномен метаинформации, в создании информационной картины мира видится ключ к пониманию других ее состояний. Все больше проблем предлагается решать с помощью этой категории: информация - мера времени, информационная теория эволюции, информационная интерпретация искусства, кибернетическая трактовка квантовой механики и т.д. С другой стороны, информация, когда с ней действуют безотносительно к тому, о чем она информирует, тоже перестает быть информацией в традиционном смысле слова (сведениями, знанием о реальности), и сама превращается в «объективную реальность», онтологизируется [243, 292]. В таких взглядах много спорного, но само их существование весьма примечательно и требует философского обобщения.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/348162.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.