У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Виртуальная коммуникация

Современные трансформационные процессы в обществе связаны с новым этапом технологической революции. Техника и технологии стали мощным толчком к системному преобразованию общества. Поэтому важным элементом нового понимания сути происходящих в мире и в российском обществе в частности перемен является анализ специфики информационного аспекта социальных отношений, понимания информационно-коммуникативных взаимодействий как составной части любой социальной действительности. Компьютер, всемирная Сеть и прочее - это технологическая сторона нового способа производства. Информационные технологии, лежащие в его основе, в корне меняют сферы производства и потребления. Историко­материалистический подход видит в компьютеризации производства продолжение революции в производительных силах, а глобальная система сетевых компьютеров, обладающая неимоверной экономической и военной мощью, мыслится как ступень развития гос­подствующей хозяйственной системы.                                                                     Киберпространство,

создаваемое за счет сети компьютеров, - это третья великая форма всемирной экспансии капитализма [286].

Социально-философское понимание компьютерного мира предполагает выделение в социально-экономических процессах пути от техники к культуре и обратно как пути, проходящего через комплекс средств коммуникации. Мы уже говорили о позиции, предполагающей рассмотрение различных исторических эпох по особенным типам социальной коммуникации [182, 304]. Такой подход, ставящий во главу угла рассмотрение того или иного типа коммуникации, позволяет определить уникальное значение виртуальной коммуникации как основы информационного общества.

Виртуальный мир - цивилизационное достижение, средство трансляции информации. Это революция в способах освоения куль­турных ценностей, передачи их между людьми и поколениями, сравнимая по кардинальности с появлением письма или книгопечатания. Обучение более не связывается только с письмом. Появление поколений, грамотно компьютерных, но не имеющих привычки читать книжные, печатные тексты, вполне возможно знаменует собой вступление человечества в новую эпоху. Гибкость и эффективность электронных интерфейсов давно уже оставили позади, практически вобрав в себя, все другие методы поиска и селекции информации, даже если старые методы, например библиотечное дело, развивались веками и в полной мере обеспечивали нормальное функционирование прежних социальных систем.

Тема коммуникации, диалога становится одной из центральных в философии XX века, равно как и тема интерпретации и понимания. Это объясняется, прежде всего, развитием технологий, которые качественно меняют характер коммуникации, делая ее массовой и доступной, позволяя высвободившееся время тратить на общение. А также и преобразуют систему управления, которое в его современном виде основано на социальной коммуникации. Им обозначают общение людей, обмен информацией в обществе, способы распространения и приема информации. Сущность социальной коммуникации заключается во взаимодействии людей, основанном на понимании или как минимум стремлении понять. А содержание социальной коммуникации включает участников коммуникации, владеющих определенным языком и погруженных в определенную ситуацию, тексты, выражающие смысл данной ситуации в рамках определенной семиотической системы, мотивацию коммуникации и процессы материальной передачи текстов. Информационный компонент социальной коммуникации характеризуется, во-первых, тем, что человеческая коммуникация - это не просто движение информации между двумя устройствами, здесь отчетливо просматриваются отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, следовательно, взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков, то есть текстов партнеры могут повлиять друг на друга.

Социальная коммуникация воплощается в различных формах. Исторически первая форма социальной коммуникации имеет спонтанный и неформальный характер, она зависит лишь от межличностных контактов. Такая коммуникация чаще всего ограничена, кратковременна, спонтанна и быстро дезактуализируется. Далее в процессы коммуникации включается посредник - текст, который сначала конструируется, а затем расшифровывается или переконструируется. В современных условиях роль посредника играют гипертексты, обладающие активностью и позволяющие многосторонние коммуникации. Таким образом, в интересующем нас аспекте центральным звеном коммуникации выступает информация. Именно в процессах информационных взаимодействий проявляются качественные характеристики информации - ценность, доказательность, истинность, новизна, эффективность и т.п. С расширением сферы информационных взаимодействий повышается изменчивость социальной среды, увеличиваются возможности манипулирования общественным мнением и массовым сознанием, возникает избыток доступной информации, вызывающий информационный стресс [43]. В настоящее время мы являемся свидетелями постоянного расширения спектра коммуникационных средств и создаваемых на их базе информационных технологий. При этом новые информационные технологии находят все более широкое применение в культурных и, в частности, в образовательных процессах.

Так как Интернет и создаваемая в его рамках виртуальная реальность является уникальным полем как коммуникации, так и общения, то разграничим эти понятия. Будем исходить из того, что понятия «общение» и «коммуникация» не равнозначны. Социально­психологический подход к анализу понятий позволяет под общением понимать социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникация же определяется как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств: вербальных, невербальных и других [190]. Таким образом, коммуникация понимается как сообщение некой информации посредством каналов передачи информации, а общение понимается как процесс обмена информацией, мыслями, чувствами, между людьми, прежде всего на вербальном уровне.

Виртуальная коммуникация - составная часть социокультурного пространства сети, культурный аспект жизни которой можно рассматривать как сообщение умов. Технологии, опосредующие это сообщение-коммуникацию, формальны, то есть не порождают самостоятельного содержания, и преходящи, так как устаревают, совершенствуются, сменяют друг друга. Постоянным в сетевой коммуникации является информация, организованная в соответствии с нормами культуры, то есть информация, отражающая нормы и установки культуры.

При рассмотрении виртуального методами науки о коммуникации можно дифференцировать в рамках всемирной Сети сферу компетенции журналистов и общественно-научное понимание СМИ, которые, в свою очередь, делятся на СМИ первого порядка (без архива и организации - телефон и телефакс) и второго порядка (непосредственно средства массовой коммуникации), приравнивая Интернет к телефонной сети. Пользователи Сети знают, что за броузерами, Майкрософтом, полосами, каналами, провайдерами стоит факт массового доступа к информации и знанию. Телефонная сеть несравнима со сложной функционально посредничающей структурой мира вебсайтов, домашних страничек и прочих форм интерфейсов. Речь скорее идет о приходе новой техники повседневного творчества и коммуникации [184].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/348162.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.