Быстрый переход к готовым работам
|
Кросс-культурные ценностиЦенности и культура являются понятиями, обуславливающими друг друга. Культура определяется как «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» [Цит. по: 46, с. 177]. В ней отражается общественное сознание, накапливаются и упорядочиваются результаты деятельности из всех сфер материальной и духовной жизни общества, формируются установки восприятия и поведения. Эта точка зрения поддерживается большинством авторов, таких как С.Л. Франк, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. В свою очередь, многочисленные определения ценностей так или иначе связаны со средой, которую создаёт человеческое общество, то есть с культурой. Ценность может определяться как: • концепция желаемого, внешняя и явная или скрытовнутренняя, сугубо индивидуальная или характеристика группы, которая влияет на выбор из имеющихся способов, средств и конечных целей действия. К. Клакхон [92] • продолжительное убеждение в том, что данный режим деятельности или конечное состояние существования индивидуально или социально предпочтительнее противоположного или противостоящего режима деятельности или конечного состояния существования [127] • желаемые надситуативные цели, различающиеся по важности, которые служат ведущими принципами в жизни индивида или другой социальной сущности [132] и т.д. Некоторые авторы указывают на то, что все употребления определений ценностей сводятся к пяти основным смыслам [132]: 1. ценность как убеждение или верование 2. представление некоторого состояния или поведения как желаемого, цель 3. предмет или событие, значимость которых выходит за обычные границы 4. средства отбора или оценки событий и поведения людей 5. средства для упорядочивания событий по относительной важности Ценности всегда отражают значимость объекта для конкретного социального субъекта [15], то есть для человека как единицы общества, к которому он принадлежит. При этом ценности выполняют регулятивную функцию, контролируя поступки и поведение людей, исходя из определённых социальных условий. Таким образом, говоря о кросс-культурных ценностях, мы раскрываем специфику, отличия данного конкретного общества, его взглядов, установок и стереотипов, от других. В связи с тем, что культурные установки проникают во все сферы жизни общества, в том числе и экономическую, важно учитывать кросс-культурные различия при исследовании и оценке установок организационного поведения людей. Это наглядно подтверждается наличием различных школ менеджмента, разделённых на основе приверженности разным взглядам на культуру управления. Отправной точкой для изучения кросс-культурных ценностей и их влияния на организационное поведение служит предположение, что существуют универсальные ценностные дилеммы, на основе которых становится возможным различать все имеющиеся культуры. Они являются фундаментальными критериями сравнения для исследований. К таким критериям относятся взгляды человека на природу, время, активность, других людей [92], способы жизни [124], приверженность западному или восточному мировоззрению [22]. Идея сравнения культур путём решения ценностных дилемм принадлежит Т. Парсонсу. Многие кросс-культурные исследователи (К.Клакхон, Ф.Стродтбек, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хемптден-Тёрнер) заимствовали и развивали в дальнейшем его подход. К выделенным Т. Парсонсом дилеммам относятся [37]: 1. Партикуляризм - универсализм — общие критерии (универсализм) или же уникальные критерии (партикуляризм) для сравнения и оценки людей. 2. Достижения - аскрипция — оценка людей по эффективности действий или же их личным качествам, статусу. 3. Аффективная нейтральность - аффективность - выражение или же сокрытие эмоций 4. «Диффузность» - специализация — выбор между большим спектром социальной деятельности («диффузность») или достижение лишь специфических целей (специализация). 5. Ориентация на себя (индивидуализм) - ориентация на группу (коллективизм) — эгоистические действия, подчинение своим интересам или альтруистические действия, подчинение интересам группы. Рассмотрение ценностей через призму решения данных дилемм может играть значительную роль в исследовании организационной лояльности. Опираясь на ряд исследований (У. Оучи, К. Арджириса, А. Йегера), можно сделать вывод, что менеджмент и особенности организационных отношений неразрывно связаны с культурными ценностями конкретной страны [51]. Особенно ярко это проявилось на примере сравнения культур и подходов США и Японии. Описанный У. Оучи Ъ тип организации является результатом применения японских культурных ценностей к теории менеджмента, в результате чего базовым компонентом данной модели становится организационная лояльность сотрудников [120]. Большинство из ценностных факторов, выделенных У. Оучи для описания специфики организации Ъ типа, отражены в ценностных дилеммах Т. Парсонса и их аналогах у преемников его подхода (Г.Хфоштедте, Ф. Тромпенаарс) в виде противопоставления полярных ценностей стран Запада и Востока. Данные ценности и стереотипы поведения, связанные с ними, хорошо представлены и описаны такими авторами, как, например, Ч. Хэмпден-Тёрненр и Ф. Тромпенаарс. Они были получены на основе глобального кросс-культурного эмпирического исследования в рамках их бизнес-модели и последующего факторного анализа. Многочисленные данные о влиянии национально-культурных ценностей на формирование организационных установок, стереотипов поведения и восприятия, лишь подчёркивают свою значимость в решении проблем изучения феномена организационной лояльности. Этимологический анализ указывает на наличие различных смыслов, вкладываемых в данное понятие, и отсутствие универсального определения. Это во многом обусловлено именно культурно-ценностными различиями в подходах к определению и пониманию лояльности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/526667.html |
|