Быстрый переход к готовым работам
|
Характеристика коммуникативных умений и навыковПередача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. Человеческое общение, по данным
33 исследователей, на две трети состоит из речевого или вербального. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления. Л.А. Введенская отмечает, что от природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому [46]. Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциалъная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы. Помимо непосредственных участников — говорящего и слушающего, обычно меняющихся ролями, необходим и предмет общения, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Поскольку этот компонент связан со знаниями о реальной действительности. Необходимо знание языка или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщения. И, наконец, необходимо само высказывание, та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим [46]. Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия,
34 вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога. А.Р. Лурия отмечает, что речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения. Третий этап — самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия повествует, докладывает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения [178]. Речь, высказывание — продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют. Поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия. Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. На первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования у адресата также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения). На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.
35 Третий этап — реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями). Оно может быть передано мимикой, жестом поведением адресата. Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь — очень важный компонент любого вида общения [175]. Т.А. Ван Дейк отмечает, что в каждом речевом акте в процессе взаимодействия говорящего и слушающего есть три уровня, или фазы: 1) речевой акт в аспекте используемых в нем языковых средств; 2) речевой акт в аспекте намерений и целей говорящего; 3) речевой акт в аспекте результатов, т. е. воздействия на сознание и поведение адресата. В зависимости от цели различают такие классы речевых актов, как вопрос, запрещение, просьба, побуждение, приказ, предостережение, совет, уговоры, убеждение, сообщение (информирование). Для самых общих классов речевых актов языки выработали специальные синтаксические структуры — повествовательные, вопросительные, побудительные предложения [85].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html |
|