У нас уже 53182 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Становление и развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Согласно         культурно-исторической          теории,          разработанной

Л.С. Выготским, общение является определяющим фактором развития ребенка. Он считает, что источники развития лежат не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфической человеческой потребности в общении [57].

Наиболее полно особенности общения детей в различные возрастные периоды представлены в работах М.И. Лисиной. Автор отмечает, что общение для ребенка — это активные действия, с помощью которых ребенок стремится

 

50 передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Деятельностный подход к проблеме позволил выделить и проследить во взаимосвязи отдельные проявления возрастных изменений общения [164].

При рассмотрении общения в онтогенезе неизбежно возникают вопросы относительно природы его возникновения, природы потребности в общении.

В отечественной психологии потребность в общении понимается как складывающаяся целиком прижизненно в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми. В ходе взаимодействия с окружающими людьми, в ходе общения с ними, человек удовлетворяет особую потребность в контактах с другим человеком (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).

По мнению М.И. Лисиной потребность в общении состоит в стремлении к познанию другого человека и к познанию самого себя. Одним из проявлений этой потребности является стремление к оценке и самооценке. В связи с этим автор выделила четыре компонента: внимание и интерес к взрослому; эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; проявление ребенком инициативы в отношениях с взрослым; способность ребенка «взглянуть» на себя глазами взрослого, сумма которых (именно сумма, а не каждый в отдельности) позволяет вполне обоснованно утверждать, что у ребенка уже есть потребность в общении [163].

Приведенные компоненты в равной степени показательны как при оценке общения ребенка с взрослым, так и в ситуации общения со сверстниками.

Следующим звеном, определяющим ход и содержание коммуникативной деятельности, является ее мотив. Ведущими мотивами общения детей признаны познавательные, деловые и личностные мотивы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин и др.). Познавательные мотивы рождаются

 

51 из     потребности     в     новых     впечатлениях.     Потребность     в     активном функционировании    и    взаимодействии    реализуется    деловыми    мотивами. Личностные мотивы исходят из потребности в признании и поддержке.

В реальных жизненных ситуациях все три группы мотивов сосуществуют и переплетаются. Однако, в разные периоды, на разных этапах становления коммуникативной деятельности каждый из них, поочередно, занимает положение ведущего. В первом полугодии жизни ведущий мотив общения детей со взрослыми — личностный, со второго полугодия жизни до двух лет ведущим становится деловой мотив общения. В первой половине дошкольного детства ведущим становится познавательный, а во второй — снова личностный мотив. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности [164].

Далее необходимо остановиться на средствах общения, т.е. действиях, в форме которых оно реализуется. В литературе выделяется три основные категории средств общения: экспрессивно-мимические; предметно-действенные; речевые. Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, интенсивно используя те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных предпочтений.

Комплексы отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения (потребностей, мотивов, операций и т. п.), в совокупности порождают системные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы формами общения [164].

 

52

М.И. Лисина выделила основные параметры, по которым можно охарактеризовать форму общения - коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития: время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка с людьми. Смена форм общения в онтогенезе определяется новообразованиями в психическом развитии ребенка [163].

Ситуативно-личностная форма общения в онтогенезе появляется первой примерно в 0-2 месяца имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде: до 6 месяцев. Ведущий мотив в этот период жизни — личностный. Общение малышей со взрослыми — это самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Это общение непосредственное, что и отражено в прежнем названии ситуативно-личностного общения: «непосредственно-эмоциональное». Ведущее место при ситуативно-личностном общении занимают экспрессивно-мимические его средства (улыбка, взгляд, мимика и т. д.). Для целей общения в этот период жизни первоначально формируется комплекс оживления. Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.