Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьниковОбщение аномально развивающегося ребенка проходит те же этапы, что и общение ребенка с нормальным интеллектом, но с рядом отличий и задержкой в развитии. Рассмотрим некоторые особенности развития детей с нарушениями интеллекта, которые характеризуют своеобразие их общения. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Среди многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений. Л.С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики [56]. Нарушение адекватности эмоциональных реакций проявляется уже в раннем возрасте. Так, по данным О.П. Гаврилушкиной, среди малышей олигофренов, поступающих в дошкольное учреждение наблюдается равнодушие к матери. Дети даже не всегда узнают ее, не выделяют среди
64 других взрослых. Отсутствует реакция на улыбку и ласковое обращение. Таким образом, линия развития общения искажается уже на этапе формирования ситуативно-личностной формы [136]. Несвоевременность и затрудненность эмоционального контакта умственно отсталого ребенка с близкими взрослыми отрицательно сказываются на становлении более сложных форм общения. Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдаются отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность. У них не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме — ситуативно-деловая. Таким образом, у детей рассматриваемой категории задерживается процесс формирования системы «МЫ», которая является результатом делового сотрудничества взрослого с ребенком и заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление выразительных жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу [121; 312; 316]. Вследствие этого выделение собственного «Я» из системы «МЫ» не только запаздывает во времени, но имеет свои специфические особенности. Так, к началу дошкольного возраста, когда нормально развивающийся ребенок 3 лет начинает осознавать собственное "Я", у умственно отсталого ребенка практически еще нет никаких личностных проявлений, его поведение носит непроизвольный характер. После 4-х лет, когда у умственно отсталых начинает развиваться интерес к окружающему, формируются элементарные действия с предметами, возникают первые проявления самосознания, отделения своего "Я", которые выражаются, как правило, в негативных реакциях на замечания,
65 порицания, неудачу. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, агрессивности или, наоборот, заискиванию перед взрослым или более сильным. Появляются угодливость, негативизм, озлобленность. Ребенок с нарушением интеллекта долгое время не выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия. Поэтому процесс овладения кооперативными умениями, средствами межличностного взаимодействия происходит медленно и с большим трудом. На основе проведенного исследования Д.И. Аугене указывает, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности умственно отсталые дошкольники пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более примитивной — ситуативно-деловой форме. У них не встречается внеситуативно-личностная форма общения, которая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста [13]. На формировании коммуникативных умений не может не сказаться и то, что мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к познанию. Его импульсивные реакции, конечно, не могут быть оценены как интерес к тому или иному объекту. Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный
66 жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями [173; 194; 243; 313; 317]. Л. С. Выготский, писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка» [56, С.74]. Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям сочетаются, по мнению Г. Е. Сухаревой с признаками противоположного свойства. Так, в определенных условиях умственно отсталый ребенок обнаруживает умение преодолевать известные трудности и даже некоторую опосредованность, обдуманность поведения. Такая опосредованность поведения, может быть проявлена при необходимости скрыть проступок или добиться удовлетворения каких-либо эгоистических интересов [210].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html |
|