У нас уже 82458 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретическая и организационная база исследования

Для разработки технологии формирования коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников необходимо было выяснить особенности языковых и речевых средств, речевой коммуникации у данной категории детей. В соответствии с этим определялась основная цель констатирующей части эксперимента: изучить состояние языковых и речевых средств, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. дать характеристику языковых и речевых средств умственно отсталых младших школьников;
  2. разработать и апробировать методику изучения и критерии оценки коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников;

3)  определить уровни сформированности коммуникативных умений и
навыков у данной категории детей для дальнейшего построения коррекционно-
логопедического воздействия;

Обследование детей проводилось с учетом принципов:

  • целостного системного изучения, направленного на рассмотрение и анализ симптомов с учетом патогенеза;
  • количественного и качественного анализа экспериментальных данных;
  • деятельностного подхода, согласно которому изучение коммуникативных умений и навыков следует осуществлять не изолированно, а в процессе деятельности;

 

80 -   индивидуального   и   дифференцированного   подхода,   позволяющего   в рамках одного направления обследования при предъявлении диагностических заданий использовать различные виды помощи в зависимости от затруднений, которые испытывали участники эксперимента в процессе их выполнения.

На констатирующем этапе экспериментального исследования было охвачено 120 учащихся 1-х классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Еврейской автономной области.

Изучение языковых, речевых средств, коммуникативных умений и навыков у учащихся 1-х классов проводилось в начале учебного года, что дало возможность проанализировать спонтанные проявления, выявить актуальный уровень развития изучаемых структур и определить на этой основе основные направления коррекционно-логопедического воздействия.

Исходя из цели и задач констатирующего этапа экспериментального исследования, мы определили его структуру:

1.   Изучение состояния речевых и языковых средств: фонетико-
фонематическая сторона; лексическая сторона (ассоциативный эксперимент);
грамматический строй (морфологические и синтаксические обобщения);
связная речь.

2.     Исследование сформированности коммуникативных умений:
осознавание внешних условиях ситуации; планирование содержания акта
общения; выбор и использование вербальных и невербальных средств в
соответствии с коммуникативной ситуацией; реализация программы в процессе
общения; оценка результатов общения и соответственное изменение
коммуникативного и речевого поведения.

В результате анализа существующих методик обследования речевых и языковых средств, представленных в специальной литературе, нами были отобраны и взяты за основу логопедические диагностические методики (Г.А. Волкова, О.Е. Грибова, Г. В. Чиркина) и нейропсихологические методики,

 

81 предполагающие выявление  несформированности  не  только  речевых,  но  и когнитивных функций (А.Р. Лурия, 3. А. Репина, Т. А. Фотекова).

Для решения первой задачи диагностической деятельности были предложены четыре серии, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Для оценки успешности выполнения нами была использована балльная система.

С целью исследования фонематического слуха учащимся предъявлялись для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные. Предлагалось прослушать и воспроизвести два слога, а затем три. Слоговые ряды, составленные из оппозиционных звуков, противопоставлены по следующим признакам: звонкость - глухость; мягкость - твердость; место образования; место и способ образования. Слоги предлагались детям до первого воспроизведения. Количественная оценка результатов осуществлялась следующим образом: 1 балл - ребенок точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правильно. Второй уподобляется первому; 0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное количество баллов - 15 (по количеству предъявляемых проб).

Поскольку у многих детей, принимавших участие в эксперименте, наблюдались отклонения в формировании произносительной стороны речи, использовались задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагалось поднять руку в ответ на его произнесение в ряде звуков, слогов, слов. В основном таким образом исследовалось различение свистящих и шипящих звуков, звуков [р] и [л]. При оценке суммировались правильные ответы-хлопки. Максимальная оценка— 15 баллов.

 

82

Также для исследования фонематического слуха помимо различения оппозиционных фонем на десемантизированном материале детям была предложена идентификация слов, различающихся оппозиционными согласными. Так, например, для проверки слуховой дифференциации звуков [с] и [ш] в разной последовательности назывались картинки мишка - миска, крыса - крыша, каска - кашка, повторяя иногда название одной и той же картинки несколько раз подряд. Выполнение данного задания оценивалось так: 1 балл - точное и правильное выполнение; 0,5 балла — самокоррекция; 0,25 балла — неправильное выполнение; 0 баллов — отказ, невозможность восприятия. Максимальное количество баллов 15. Таким образом, максимальное количество баллов, которое ребенок мог продемонстрировать при выполнении этой серии - 45. Исходя из этого, нами определены уровни успешности выполнения всей серии: высокий — 45-35 баллов; средний 34- 24 балла; низкий - 23 балла и меньше.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.