У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Появление понятия «картина мира» и его связь с научной сферой деятельности человека

1.1     Картина мира как феномен существует так же давно, как и человек. Она начала оформляться вместе с появлением человека, затем развивалась и менялась вместе с тем, как развивался человек и, своею деятельностью меняя окружающую себя среду.

Термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики в конце XIX - начале XX веков. Одним из первых этот термин стал употреблять В. Герц применительно к физическому миру. В. Герц трактовал это понятие как совокупность внутренних образов внешних объектов, которые отражают существенные свойства объектов, так как образы создаются умом. Внутренние образы внешних предметов, создаваемые исследователями, по В. Герцу, должны быть такими, чтобы «логически необходимые следствия этих представлений в свою очередь были образами естественно необходимых следствий отображённых предметов» [Цит. по: Серебренников 1988: 15]. Та физическая картина мира, которая описывалась в те времена, представляла собой общую научную картину мира. Постепенно из чисто физической картины мира она стала преобразовываться, запечатлев общенаучные знания из смежных областей деятельности человека. Это помогало вникнуть в понимание окружающей действительности.

Первоначально под научной картиной мира естествоиспытатели понимали достигнутые и доказанные результаты своей науки. Проблема единства картины мира решалась ими путём прямой онтологизации своих теоретических построений. По мере развития физики наглядная модель стала замещаться интерпретированной абстрактной математической конструкцией. Это в свою очередь поставило вопрос о многоуровневом характере научных теоретических понятий в смысле их отношения к реальности и привело, в конце концов, к различению в самосознании физиков «структуры научной картины мира» и «структуры самого мира» [Серебренников 1988: 13-14].

Следует обратить внимание на то, что исторически сложившиеся механизмы роста науки не являются раз и навсегда данными и неизменными, так как современный ученый понимает, что следует учитывать не только научное мышление, но и другие факторы развития цивилизации. Научное мышление, то есть мышление, к которому человек всегда стремился для понимания сущности мира, «является лишь надстройкой над обыденным сознанием, которое столь же древнее как сам человек» [Лазарев 2000: 86]. Вследствие этого, правильным следует считать тот факт, что понятие картины мира является общим понятием, которое может вмещать разнообразные частные картины мира.

Проблема статуса картины мира в истории разрабатывалась применительно к её подвидам - научной картине мира и общенаучной картине мира. При этом были предложены следующие решения:

1)     картина мира занимает промежуточное положение между двумя полюсами: наукой и мировоззрением или же между наукой и философией;

2)    картина мира является мировоззрением, заключая в себе тип социальной практики;

3)    картина мира представляет собой вид философской рефлексии (неонатуралистическая концепция научной картины мира);

4)    картина мира представляет собой вид научного знания (сциентистская концепция картины мира) [Серебренников 1988: 14].

Таким образом, научная картина мира является частью общей картины мира человека, в которую могут входить мифологическая, религиозная и обыденная картины мира. Все представления человека о мире складываются в сложный комплекс за счет переплетения и взаимовлияния картин мира в его сознании. Это ведет к развитию, углублению и объективизации суждений человека о явлениях в мире.

Традиционными формами освоения и отображения действительности является обыденное познание, причем, как оказывается, «сознание человека по своей природе, будучи продуктом обыденного познания, является, естественно, обыденным...», в то время как «научное, или рациональное сознание, мышление - это небольшой островок в море обыденного сознания» [Лазарев 1999: 27]. Научные знания представляют собой «сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска» [Рожкова 2012: 116].

С картиной мира связывают исходные предпосылки рассмотрения мира, содержательно-онтологические построения научного знания, глубинные структуры, лежащие в основании научно-познавательной деятельности [Серебренников 1988: 18]. Такое понимание помогло подвести науку к общему определению картины мира. Н.Ф. Алефиренко называет картину мира «обобщенным итоговым результатом отражения физической картины

 

мира того или иного сообщества. При этом отражение действительности представляет собой не зеркальное отражение, а результат двуединого процесса - логического и чувственного познания, что определяет его творческий, преобразующий и интерпретирующий характер, представленный в картине мира того или иного социума» [Алефиренко 2006: 12]. В.А. Маслова утверждает, что, «если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - результат переработки информации о среде и человеке» [Маслова 2004: 62]. Именно отражение и переработка человеком информации определяет наше восприятие действительности вокруг нас и наше отношении ко всему вокруг нас.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/51689.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.