Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности баллады как фольклорного жанраОбратимся к описанию баллады как жанра устного народного творчества. Баллада (от латинского ballare «плясать») — общее обозначение нескольких различных по существу жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы. Термин «баллада» имеет четко прослеживающиеся романские корни, что указывает на родство данного вида фольклорного произведения с плясовыми европейскими песнями. В эпоху расцвета феодальной культуры провансальское balada, северно-французское balete, итальянское balata (XIII в.) обозначают известную форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.). Вследствие этого, в более ранние времена в Европе они именовались песнями: songs (rhymes) - в Англии, viser - в Дании, Lieder - в Германии. Они также имеют свои формальные особенности, отличающие их от других видов лиро-эпических произведений [Елина 1973: 104]. С течением времени термин ballad меняет свое значение: в XIV в. французская ballade являлась жанром придворной поэзии, требовавшей от автора изощренного мастерства. Это был жанр романтической баллады, которая представляла собой «лироэпическое или эпико-драматическое произведение в стихах, чаще всего строфически разбитых, включающих рефрен. Этот жанр характеризуется преобладающей системой динамических повествовательных мотивов, комплексом определенных пространственно- временных реалий (балладный хронотоп) и строго ограниченным набором персонажей. Образы романтической баллады имеют тенденцию перерастать в символы» [Шевергина 2006: 161]. Подобная разновидность баллады представляла собой стихотворение из трех строф на три сквозные рифмы (обычно по схеме ab ab be Ьс) с обязательным рефреном и с последующей более короткой «посылкой» (envoi), повторяющей рифмы второй половины каждой строфы. Число стихов в строфе должно было совпадать с числом слогов в строке (8, 10 или 12). Мужские рифмы должны были чередоваться с женскими, но «соблюсти все эти правила было очень трудно» [Head, Ousby 2006: 66]. Считается, что баллада родилась как лирическая хоровая песня у народов кельто-германского происхождения, в среде относительно свободного крестьянства, сохраняющего, несмотря на христианство, языческие верования и вместе с тем обладающего некоторыми основными чертами мышления, свойственными средневековому мышлению Запада [Елина 1973: 125]. «Однако на протяжении многовековой истории этот жанр претерпевал тематические и структурные изменения» [Воронцова 2003: 56]. В XIX веке находили основания предполагать, что баллада принесена норманнскими завоевателями, и на территории Англии она получила только колорит мрачной таинственности. «В Англии баллада возникла на рубеже XIV-XV веков» [Воронцова 2003: 56]. Но английская баллада отличается от баллад романского происхождения, так как это «сюжетная лиро-эпическая поэма строго строфической формы (обычно четверостишия) с ярко выраженными драматическими элементами; строится на фантастическом, легендарно-историческом или бытовом материале [Воронцова 2003: 56-57].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/51689.html |
|