У нас уже 65600 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Генезис понятия адаптации в психологии

 

Вопросы психологической адаптации рассматриваются на Западе достаточно широко и в различных аспектах, например, в отношении к возрасту [392], для людей с различными психическими отклонениями и физическими нарушениями [373] и, наконец, с точки зрения формирования здоровой психики, что значительно ближе к нашей проблеме [359]. Однако полученные выводы использовать достаточно трудно из-за значительных различий в социальных факторах дезадаптации и условиях самой адаптации. Имеются и существенные расхождения в трактовке самого понятия адаптация, особенно в отечественной психологической литературе.

В психологических словарях адаптация (от лат. adapto - приспособляю) трактуется как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [133,8], т.е. дается самое общее определение процесса, происходящего на уровне организма под действием среды. Отмечается, что изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации, повышающих устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам, имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, эргономики и других разделов психологии.

Общее определение адаптации чаще связывается с понятием сенсорной адаптации, которая выражается в «приспособительном изменении чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя» [там же, 8], процесс осуществляется на организмическом уровне и характеризуется относительной пассивностью индивида, хотя, заметим, и «может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах» [там же, 8], о чем нужно говорить особо.

 

«Энциклопедическое» трактование понятия адаптации без учета последнего замечания вызывает стойкое неприятие этого термина, когда речь идет о человеке. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев пишут: «Предельно обобщая, можно сказать, что классическая интерпретация психики сводилась, как правило, к двум основным моментам. Она понималась, во-первых, как механизм отражения (курсив авторов) объективной, противостоящей человеку реальности и, во-вторых, как механизм адаптации индивида к этому объективному миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического — его структур, функций, свойств, процессов. Подобная интерпретация фактически и определяет облик современной, если можно так сказать, «психологии психики», которая ставит в один ряд и психику человека, и психику дождевого червя, что по-житейски «душа не принимает» [270, 4].

Между тем уже в учении об адаптационном синдроме (Селье, 1936) речь идет не только об определенных процессах, но и о продолжительных функциональных состояниях стрессах, развивающихся под действием стрессоров и образующих «совокупность адаптационных реакций» человека. Адаптивность человека отличается от адаптивного поведения животных не тем, что имеет дело просто с более богатым многообразием «обстоятельств, а своим деятельностным отношением к ним» [37]. Изменения, сопровождающие адаптацию, таким образом, затрагивают все уровни организма:                                                                                                                                    от

молекулярного до                           психологической         регуляции          деятельности.

«Организмическое» понимание адаптации не может удовлетворить исследователя, рассматривающего человека во всем многообразии его жизненных проявлений, в частности в образе субъекта. Поскольку субъект - это индивид, носитель отражения, способный к информационному сигнальному взаимодействию со средой, то само взаимодействие субъекта с объектом - это «всегда есть процесс уравновешивания данной системы, процесс сохранения ее целостности» [233, 70, 123, 179].

 

Понятие адаптации в психологии труда связывается с понятием субъекта труда и стадиями его развития [118]. Стадии развития человека как субъекта труда (стадия предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, профессиональной подготовки) заканчиваются стадией развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста; т.е. около 2/3 цикла развития субъекта). В любом случае перемены труда неизбежно возникает фаза адаптации человека к конкретным условиям трудового поста (новый коллектив, новые отношения людей, новые средства труда, особенности задач и т.д. предполагают необходимость приспособления к ним человека). Таким образом, мы видим, что в психологии труда в понятие адаптации вводится расширенный социальный и профессиографический контекст.

Говоря о периоде адаптации, Е.А.Климов отмечает, что рассматриваемый период развития субъекта труда пока недостаточно изучен в науке, в то время как «центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда» [118, 20]. Коль скоро в психологии труда его субъекту отводится роль «инициатора активности, зачинателя, творца» [там же, 98], то и в процессе профессиональной адаптации он должен репрезентироваться в таком же качестве, т.е. понятие адаптации сопрягается с такими понятиями, как деятельность, общение, самосознание.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/510572.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.