Быстрый переход к готовым работам
|
КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕАДАПТАЦИЯУтверждая, что высшим «органом» адаптации на уровне человека является его личность, необходимо остановиться на вопросе о том, как происходит ее становление. Наиболее адекватной и продуктивной методологической установкой в поисках ответа на этот вопрос является исторический подход в психологии. Д.Б.Эльконин, раскрывая общий смысл исторического подхода, утверждал, что без его реализации мы всегда будем иметь бесконечное число эмпирико-гипотетических обобщений и структурнофеноменологических описаний, но никогда - достаточно обоснованных психологических теорий. «Главный смысл исторического подхода к изучению именно человеческой психологии состоит, - отмечают В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, - в необходимости рассмотрения становления человека во всем многообразии его жизнедеятельностных обликов: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно» [269, 12]. Человек должен быть рассмотрен как целое в контексте его истории, в прослеживании процессов возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания фундаментальных человеческих способностей, т.е. в развитии. Развитие вообще - есть главный инструментальный принцип в методологии историзма. К сожалению, и по сей день исторический подход, принцип развития в психологии продолжают во многом оставаться только декларируемыми, а не нормой конкретного психологического исследования. Попробуем преодолеть это противоречие в ходе дальнейшего изучения проблемы профессионально-личностной реадаптации в кризисные периоды развития. В традиционном философско-психологическом человекознании обычно полагается, что развитие человека, всего его психологического строя — это процесс: либо естественный, как созревание и рост, либо квазиестественный, как накопление жизненного опыта, либо деятельность. Нельзя согласиться с представлением о деятельности как «искусственном формировании» [269, 13], поскольку она движима вполне естественными с точки зрения развития потребностями - в общении, труде и т.д. Однако мысль о «необходимости ввести особое представление о «развитии вообще» как о кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости» [там же, 13] представляется весьма продуктивной в поисках механизмов реадаптации личности в периоды кризисов. Речь идет о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Применяя в исследовании принцип развития, можно, на наш взгляд, принять генетическую логику, раскрываемую авторами. Генетическая логика есть, прежде всего, логика выведения, а не полагания, постулирования уже ставшего и его структурнофеноменологического описания. С генетической точки зрения, чтобы понять, что это такое, необходимо объяснить и показать ход его становления, ответить на главные вопросы: «Из чего и как это нечто становится?» Поиск ответов именно на эти вопросы определяет постановку центрального вопроса всего генетического анализа: «Что развивается? Что является объектом развития?» Но также «Из чего развивается (предпосылки и условия)? Что преобразуется в развитии (структура объекта)? Как осуществляется развитие (исходные противоречия, механизмы и движущие силы)? Куда и во что нечто развивается (направление формы и результаты развития)?» Все перечисленные категории в своей совокупности и при соответствующей их содержательной интерпретации позволяют достаточно полно воспроизвести ход развития того или иного интересующего нас объекта, а значит, познать (понять) его природу. Сказанное выше о генетической логике означает также, что «объект развития» всегда неочевиден (как неочевиден всякий теоретический объект изучения, что убедительно было показано в методологических исследованиях школы Г.П.Щедровицкого). В нашем случае он вообще не существует натурально в своей законченной, ставшей или жестко определенной форме, а, скорее, обнаруживается как некая общая тенденция, как принципиальный момент общей жизнедеятельности человека (что на языке категорий и обозначается как «предпосылки и условия развития»). Первый шаг в поиске достаточно содержательных и адекватных ответов на этот вопрос - определение исходной ситуации, пространства развития, того источника, отправляясь от которого, возможно выстроить то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. При теоретическом конструировании того «пространства», где совершается (должно совершаться) развитие, недостаточно учитывается одно фундаментальное обстоятельство. На него постоянно указывается, но оно не становится предметом специального анализа: человек зарождается, рождается и живет в системе реальных (а не просто абстрактно общественных), живых, хотя и разнородных связей с другими людьми. Такой логике соответствует историко-эволюционный подход к пониманию личности, разрабатываемый А.Г.Асмоловым. «Последовательное проведение принципа развития при изучении процессов психического отражения действительности, - пишет он, - предполагает прежде всего выявление движущих сил и особенностей детерминации развития процессов психического отражения действительности в филогенезе, социогенезе, онтогенезе и микрогенезе» [31, 172]. Воспользуемся этой условной градацией срезов развития для изучения процесса адаптации. Уже на уровне филогенеза психического отражения подчеркивается «значение психики для расширения адаптивных возможностей различных видов в ходе естественного отбора», что подтверждается трудами биологов А.Н.Северцева, Ш.И.Шмальгаузена и основателя биопсихологии
В.А.Вагнера. Под социогенезом психического отражения понимается развитие сознания личности и межличностных отношений, обусловленное общими и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях [133, 368]. В столь широкой трактовке социогенез является предметом исторической психологии и этнопсихологии. Между тем индивидуальное бытие личности, важность рассмотрения которого подчеркивал Б.Ф.Ломов, проходит через преодоление определенных этапов возрастного развития, переживание определенных событий в контексте взаимодействия с социумом и в процессе освоения и реализации определенных видов деятельности, важнейшей из которых является профессиональная деятельность. Таким образом, мы можем говорить об онто- и профессиогенезе личности на уровне ее индивидуального бытия.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/510572.html |
|