Быстрый переход к готовым работам
|
Социологический анализ государственно-частного партнерства в современных условияхОсобенности развития современного общества таковы, что большинство проблем можно разрешить лишь при активном участии граждан, при использовании механизмов межсекторного социального партнерства в триаде «власть–бизнес–общество». Речь идет о включении в систему государственного управления новых акторов, управляющее воздействие которых в современных условиях невозможно игнорировать или подавлять. Сфера обеспечения безопасности дорожного движения как никакая другая требует не только законодательных инициатив и инфраструктурных решений, но и общественного участия, экспертной общественной оценки, а также инвестиционного участия со стороны бизнеса. Зарубежные исследователи, в том числе O. Johansson, изучающие вопросы транспортной географии, на многих примерах развития западных городов в рамках партнерства показывают, что «политика, осуществляемая альянсом местного правительства и бизнеса, способна расширить возможности горо-да»34. По мнению Б. Рубла – руководителя Проекта сравнительных урбанистических исследований при Международном центре им. Вудро Вильсона, «на данный момент существуют три основные модели городского управления: государственно-централизованная, базирующаяся на государственном управ-лении и широко распространенная в Азии; фрагментированная (секторная) общественная, наиболее популярная в странах Евросоюза; государственно-частного партнерства, характерная для США»35. В этой же работе Рубл пишет: «Эффективное управление в современный период невозможно без активного привлечения граждан к процессу принятия решений, имеющих 34 Johansson O. Inter-Urban Competition and Air Transport in the Deregulated Era: The Nashville 35 Рубл Б. Москва в эпоху глобальных метрополий. Режим доступа: http://www.polit.ru/ 46
непосредственное влияние на качество их жизни. Только участие граждан может способствовать повышению общественного доверия органам власти. …Опыт показывает – самые успешные города, в которых пространство поддерживает мирный частный капитал, капиталовложения бизнеса». «Участие общественности (participation) в принятии решений по вопросам управления безопасностью дорожного движения в городе должно осуществляться на основе дискуссии с участием различных слоев населения (сегментированного по признакам транспортного поведения), власти и экспертного сообщества»36. В противном случае, по словам М. Блинкина, системные ошибки становятся неизбежными. Изучение взаимодействия власти, бизнеса и общества по вопросам как использования общественного ресурса, так и решения социально-значимых проблем, находится в эпицентре интереса различных наук: социологии, политологии, экономики, юриспруденции и пр. Бизнес рассматривается ими как специфический социально-экономический институт, обеспечивающий, по словам А.В. Алейникова, «структурную взаимосвязь, сопряженность социально-экономических и политических интересов многообразных и относительно независимых групп гражданского общества, от генезиса и согласованности действий которых в значительной степени зависит уровень комплексности и безопасности всего социума»37. И далее: «….тем самым бизнес выступает не только формой экономической деятельности, а социальной структурой сопряженности, позволяющей разрешать и локализовывать социальные конфликты, инициировать новые возможности для комплексной эволюции общества. Сопряженность бизнеса, власти и общества является необходимым атрибутом социального порядка, …основанием согласованного взаимодействия сложноорганизованного социума»38. 36 Блинкин М., Сарычев А. Городской транспорт: либеральный взгляд на проблему. Режим 37 Алейников А.В. Бизнес и власть в современном обществе: социально-философский ана 38 Там же, С. 4-5. 47
Исследователи выделяют такие характеристики бизнеса, как предельно рационализированный вид деятельности, нацеленный на получение максимальной прибыли; наиболее предсказуемый актор социальных взаимодействий (в отличие от государства и общества); наиболее восприимчивый актор к воздействиям как власти (на принятие любых, в том числе, латентных, политических и экономических решений), так и общества (на любые изменения его потребностей); посреднический характер взаимодействия между властью и обществом. Изучение феномена государственно-частного партнерства с позиции социологии тесно связано с изучением феномена «социальное партнерство», современное представление о котором является результатом эволюции социально-философской и политической мысли на протяжении XVIII-XX вв. Следует выделить несколько теоретических подходов к описанию взаимодействия власти и общества. Первый опирается на философские идеи Дж. Локка, Т. Гоббса, Г. Гегеля, К. Маркса и др. Так, Гегель утверждает, что государство не противопоставляет себя обществу и не находится в состоянии постоянной войны с ним, а, являясь «абсолютным духом и универсальной общностью», отражает общие интересы и обеспечивает морально-политическое единство и интересы. Партнерство Г. Гегель определяет как договор, выражающий существующую в обществе общую волю.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/61901.html |
|