У нас уже 79727 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Предыстория российского общего правового образования

В современной России наблюдается совершенно не характерный для нее за прошедшую тысячу лет взлет широкого общественного интереса к праву и правовому образованию. Некоторое сходство с современными про­цессами молено увидеть на рубеже XIX - XX вв., но в прошедшее двадцати­летие впервые за всю историю страны началась работа по формированию развернутой системы общего правового образования. Несмотря на то, что в царской России были выдающиеся юристы (напр., Ф.Н. Плевако и А.Ф. Кони, чьи выступления имели широкий общественный резонанс), период правового просвещения был настолько короток, что не успел зало­жить ни одной традиции, которая прижилась бы на отечественной почве и, тем более, закрепилась в социокультурной программе общества, для чего недостаточно модернизаций лишь системы образования.

Исторически сложилось так, что российское государство одновременно заинтересовано и в модернизации образования, и в его консервации. «Ин­стинкт самосохранения» правящей элиты приводит к тому, что каждая про­грессивная образовательная реформа через некоторое время оборачивается контрреформой. Ведь, как писал А.И. Герцен, «образование у нас отрывает молодого человека от безнравственной почвы, гуманизирует его, превращает в цивилизованное существо и противопоставляет официальной России... это источник революционных настроений»[1]. Сказанное в полной мере отно­сится к общему правовому образованию.

В Европе, напротив, правовое образование имеет давнюю традицию. Уже в античной культуре было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъ­емлемой черте гражданина, где важное место занимала и законопослуш­ность. Источником правовой культуры стали средневековые университеты, наследовавшие достижения античности и пронёсшие и развившие их через эпохи Возрождения и Просвещения до наших дней. Повышению вни­мания европейцев к праву как высшей не только общественной, но и метафи­зической ценности способствовали процессы, связанные с религиозной Реформацией. В результате в Европе давно и активно реализуется массовое гражданско-правовое образование[2].

В России же только в 80-90-х гг. XX в. произошло осознание широкой общественностью необходимости массового общего правового образования, на что были направлены усилия как энтузиастов-новаторов, так и государст­венных органов, точнее, ряда выдающихся государственных деятелей, всегда проявляющихся в эпохи бурных социальных перемен. Однако утилитарные ценности, утвердившиеся в обществе в постсоветский период, привели к массово распространённому узкому пониманию социальной значимости права, а значит и правового образования только как социальных инструмен­тов борьбы за те или иные интересы, а не как способов самовоспитания и саморазвития и уж тем более не как самоценности. Это высокое социальное призвание в значительной степени пока остаётся в сфере должного, а не су­щего, что в значительной степени объясняется исторически обусловленными противоречиями, укоренившимися в менталитете общества и проявляющи­мися в незрелости системы российского общего правового образования. Анализ периодов развития российского образования позволяет сделать вывод об отсутствии в истории страны традиций общего правового обучения и вос­питания.

Действительно, можно выделить три основных периода развития рос­сийского образования: царский, советский и постсоветский[3]. Общее право­вое образование вполне можно охарактеризовать в привязке к этой периоди­зации. Царский (или, на наш взгляд, точнее досоветский) период развития российского образования принято разделять на четыре этапа, каждый из которых отличался господством определенной педагогической парадигмы. Так, выделяют:

  •  народную педагогику (до X в.),
  •  церковно-религиозную педагогику (до XVIII в.),
  •  государственную педагогику (XVIII — вторая половина XIX вв.),
  •  общественную педагогику (вторая половина XIX - начало XX вв.)[4].

Народная педагогика отличалась спонтанностью и бесплановостью.

Обряды и повседневная деятельность, в которую был погружен ребенок наравне со взрослыми, сказания, сказки, мифы, потешки и другие формы уст­ного народного творчества вели дитя к познанию особенностей общинной жизни. Институтами образования в это время выступают община и семья. Как и сам уклад жизни, образовательный процесс был целостен и неотделим от общественно-полезной деятельности. Правового образования в этот пери­од существовать не могло, поскольку сам институт права только начинал формироваться, а образования как социальной подсистемы еще не существо­вало. В народной педагогике реализовывалось нравственное воспитание, да­вавшее представление о социальных регуляторах и обеспечивающее социа­лизацию личности, а на его основе - и предпрофессионалыюе образование.

Церковно-религиозная педагогика характеризовалась преобладаю­щей ролью церкви в образовании. Образование имело благочестивое, душе­спасительное содержание и в традициях средневековья имело форму надзи- рательно-принудительного учения. «Если ребенок не хотел становиться на молитву, его принуждали к этому или заманивали к молитве разными мерами»[5]. На этом этапе наблюдалось преобладание религиозно­нравственного содержания воспитания и обучения. В обществе нравственные регуляторы доминировали по отношению к правовым. Право не воспринима­лось народом всерьез в силу слабости центральной власти на местах: «До Бо­га высоко, до царя далеко». Влияние религиозно-нравственной педагогики ощущалось даже в XIX в. Так, даже JI.H. Толстой, называя юридическую науку «болтовней», требовал заменить право нравственными проповедями[6].

Уровень развития правовой системы Росси вплоть до XVIII в. был не высок и не требовал даже от «государственных людей» специального юридического образования. Только Петр I стал говорить о необходимости перевода книг по юриспруденции с иностранных языков на русский[7]. Нехватка квалифицированных специалистов на государственной службе, в том числе и в области юриспруденции стала причиной заинтересованности государства в развитии образования в целом, что и определило зарождение государственной педагогики. Созданные на этом этапе образовательные учреждения имели целью удовлетворить потребность государства (или его структур) в квалифицированных специалистах. Образовательные учреждения (первоначально преимущественно военной направленности) обычно находи­лись в ведении соответствующих приказов и канцелярий. Утилитарная по­требность в формировании системы профессиональной подготовки для слу­жилых людей предопределила развитие профессионального, но не широко­доступного общего образования.

На этапе государственной педагогики государство вытеснило церковь из светского образования, а педагогика начинала формироваться как наука и искусство, хотя доля церковных школ и их значение оставалось высоким. В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи»

 

и «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В основу образо­вания была заложена системность и плановость. В систему образования вхо­дили приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обуче­ния), гимназии в губерниях (4 года обучения), университеты[8]. Однако типы образовательных учреждений были сословно-обособленными. Последова­тельного получения учащимися всех уровней образования не предполага­лось, т.е. системы общего образования (в смысле всеобщего, равнодоступно­го для всех) не было.

Преобладающее большинство населения - крепостные - вообще были неграмотны. В приходских училищах преподавали Закон Божий, грамоту и арифметику. Уездные училища, рассчитанные на зажиточных ремесленни­ков и купцов, давали знания по русскому языку, арифметике, началам геометрии, истории и географии. Гимназии предназначались для детей дво­рян и богатых купцов и подготавливали учащихся к поступлению в универ­ситет. Дворянская элита вообще предпочитала давать общее образование на дому, нанимая гувернерами иностранцев[9]. Но независимо от типа учреж­дения и формы обучения правовой подготовке не уделялось большого вни­мания.

 

[1] Цит. по: Днеиров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. С. 31.

[2] См.: Прокопенко Т.П. Гражданско-правовое образование. - [Электронный ре­сурс]: Режим доступа: httu://krmk.onego.m/divisions/vestnik/i06/l 0.doc

19

[3] См.: Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М., 1998. С. 23.

[4] См.: там же.

[5] Латышина Д.И. История педагогики: учебное пособие. М., 1998. С. 223.

[6] См.: Ячевский  В.В. Общественно-политические и правовые взгляды

JT.H. Толстого. Воронеж, 1983. 176 с.

[7] См.: Фурсова Ф.П. Из истории правового образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №8. С. 70.

21

[8] См.: Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М., 1998. С. 243.

[9] См.: История образования в России // Репринты старинных книг. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: httn://www.bibliotekar.m/reprint-92/2.1itm.

22

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.