Быстрый переход к готовым работам
|
Предыстория российского общего правового образованияВ современной России наблюдается совершенно не характерный для нее за прошедшую тысячу лет взлет широкого общественного интереса к праву и правовому образованию. Некоторое сходство с современными процессами молено увидеть на рубеже XIX - XX вв., но в прошедшее двадцатилетие впервые за всю историю страны началась работа по формированию развернутой системы общего правового образования. Несмотря на то, что в царской России были выдающиеся юристы (напр., Ф.Н. Плевако и А.Ф. Кони, чьи выступления имели широкий общественный резонанс), период правового просвещения был настолько короток, что не успел заложить ни одной традиции, которая прижилась бы на отечественной почве и, тем более, закрепилась в социокультурной программе общества, для чего недостаточно модернизаций лишь системы образования. Исторически сложилось так, что российское государство одновременно заинтересовано и в модернизации образования, и в его консервации. «Инстинкт самосохранения» правящей элиты приводит к тому, что каждая прогрессивная образовательная реформа через некоторое время оборачивается контрреформой. Ведь, как писал А.И. Герцен, «образование у нас отрывает молодого человека от безнравственной почвы, гуманизирует его, превращает в цивилизованное существо и противопоставляет официальной России... это источник революционных настроений»[1]. Сказанное в полной мере относится к общему правовому образованию. В Европе, напротив, правовое образование имеет давнюю традицию. Уже в античной культуре было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала и законопослушность. Источником правовой культуры стали средневековые университеты, наследовавшие достижения античности и пронёсшие и развившие их через эпохи Возрождения и Просвещения до наших дней. Повышению внимания европейцев к праву как высшей не только общественной, но и метафизической ценности способствовали процессы, связанные с религиозной Реформацией. В результате в Европе давно и активно реализуется массовое гражданско-правовое образование[2]. В России же только в 80-90-х гг. XX в. произошло осознание широкой общественностью необходимости массового общего правового образования, на что были направлены усилия как энтузиастов-новаторов, так и государственных органов, точнее, ряда выдающихся государственных деятелей, всегда проявляющихся в эпохи бурных социальных перемен. Однако утилитарные ценности, утвердившиеся в обществе в постсоветский период, привели к массово распространённому узкому пониманию социальной значимости права, а значит и правового образования только как социальных инструментов борьбы за те или иные интересы, а не как способов самовоспитания и саморазвития и уж тем более не как самоценности. Это высокое социальное призвание в значительной степени пока остаётся в сфере должного, а не сущего, что в значительной степени объясняется исторически обусловленными противоречиями, укоренившимися в менталитете общества и проявляющимися в незрелости системы российского общего правового образования. Анализ периодов развития российского образования позволяет сделать вывод об отсутствии в истории страны традиций общего правового обучения и воспитания. Действительно, можно выделить три основных периода развития российского образования: царский, советский и постсоветский[3]. Общее правовое образование вполне можно охарактеризовать в привязке к этой периодизации. Царский (или, на наш взгляд, точнее досоветский) период развития российского образования принято разделять на четыре этапа, каждый из которых отличался господством определенной педагогической парадигмы. Так, выделяют:
Народная педагогика отличалась спонтанностью и бесплановостью. Обряды и повседневная деятельность, в которую был погружен ребенок наравне со взрослыми, сказания, сказки, мифы, потешки и другие формы устного народного творчества вели дитя к познанию особенностей общинной жизни. Институтами образования в это время выступают община и семья. Как и сам уклад жизни, образовательный процесс был целостен и неотделим от общественно-полезной деятельности. Правового образования в этот период существовать не могло, поскольку сам институт права только начинал формироваться, а образования как социальной подсистемы еще не существовало. В народной педагогике реализовывалось нравственное воспитание, дававшее представление о социальных регуляторах и обеспечивающее социализацию личности, а на его основе - и предпрофессионалыюе образование. Церковно-религиозная педагогика характеризовалась преобладающей ролью церкви в образовании. Образование имело благочестивое, душеспасительное содержание и в традициях средневековья имело форму надзи- рательно-принудительного учения. «Если ребенок не хотел становиться на молитву, его принуждали к этому или заманивали к молитве разными мерами»[5]. На этом этапе наблюдалось преобладание религиознонравственного содержания воспитания и обучения. В обществе нравственные регуляторы доминировали по отношению к правовым. Право не воспринималось народом всерьез в силу слабости центральной власти на местах: «До Бога высоко, до царя далеко». Влияние религиозно-нравственной педагогики ощущалось даже в XIX в. Так, даже JI.H. Толстой, называя юридическую науку «болтовней», требовал заменить право нравственными проповедями[6]. Уровень развития правовой системы Росси вплоть до XVIII в. был не высок и не требовал даже от «государственных людей» специального юридического образования. Только Петр I стал говорить о необходимости перевода книг по юриспруденции с иностранных языков на русский[7]. Нехватка квалифицированных специалистов на государственной службе, в том числе и в области юриспруденции стала причиной заинтересованности государства в развитии образования в целом, что и определило зарождение государственной педагогики. Созданные на этом этапе образовательные учреждения имели целью удовлетворить потребность государства (или его структур) в квалифицированных специалистах. Образовательные учреждения (первоначально преимущественно военной направленности) обычно находились в ведении соответствующих приказов и канцелярий. Утилитарная потребность в формировании системы профессиональной подготовки для служилых людей предопределила развитие профессионального, но не широкодоступного общего образования. На этапе государственной педагогики государство вытеснило церковь из светского образования, а педагогика начинала формироваться как наука и искусство, хотя доля церковных школ и их значение оставалось высоким. В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи»
и «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В основу образования была заложена системность и плановость. В систему образования входили приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), гимназии в губерниях (4 года обучения), университеты[8]. Однако типы образовательных учреждений были сословно-обособленными. Последовательного получения учащимися всех уровней образования не предполагалось, т.е. системы общего образования (в смысле всеобщего, равнодоступного для всех) не было. Преобладающее большинство населения - крепостные - вообще были неграмотны. В приходских училищах преподавали Закон Божий, грамоту и арифметику. Уездные училища, рассчитанные на зажиточных ремесленников и купцов, давали знания по русскому языку, арифметике, началам геометрии, истории и географии. Гимназии предназначались для детей дворян и богатых купцов и подготавливали учащихся к поступлению в университет. Дворянская элита вообще предпочитала давать общее образование на дому, нанимая гувернерами иностранцев[9]. Но независимо от типа учреждения и формы обучения правовой подготовке не уделялось большого внимания. [1] Цит. по: Днеиров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. С. 31. [2] См.: Прокопенко Т.П. Гражданско-правовое образование. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: httu://krmk.onego.m/divisions/vestnik/i06/l 0.doc 19 [3] См.: Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М., 1998. С. 23. [4] См.: там же. [5] Латышина Д.И. История педагогики: учебное пособие. М., 1998. С. 223. [6] См.: Ячевский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды JT.H. Толстого. Воронеж, 1983. 176 с. [7] См.: Фурсова Ф.П. Из истории правового образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №8. С. 70. 21 [8] См.: Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М., 1998. С. 243. [9] См.: История образования в России // Репринты старинных книг. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: httn://www.bibliotekar.m/reprint-92/2.1itm. 22
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html |
|