Быстрый переход к готовым работам
|
Миссия общего правового образования в России в конце XX - начале XXI вв.Право является важнейшим регулятором общественных отношений во всем цивилизованном мире. Знание и исполнение правовых норм гражданами страны может послужить характеристикой и показателем ее цивилизованности и успешности, в том числе и в экономике. В условиях глобализации и информатизации уровень правовой культуры отдельных граждан может сказаться на доверии мирового сообщества к целому государству и выборе стратегии выстраивания двусторонних отношений. Поэтому особый интерес представляет задача повышения уровня правовой культуры и правосознания как всего общества, так и отдельного гражданина, необходимость решения которой требует продуманной организации правового обучения и воспитания как неотъемлемой части общего и профессионального образования. Общее правовое образование призвано не только информировать о правовых теориях и концепциях, нормативно-правовых установлениях и их изменениях, функциях и задачах юридических и государственных органов и администра- тивно-правовых механизмах, но, прежде всего, формировать правовую культуру и правосознание личности и общества. Определение содержания миссии общего правового образования является задачей первостепенной важности. В словаре С.И. Ожегова миссия раскрывается как «важное дело, поручение, роль»[1]. В словаре В. Даля под миссией понимается следующее: «посольство, посланник со всем двором, чинами своими; общество духовенства, посылаемое для обращения неверных или иноверцев»[2]. Семантическое значение слова «миссия» многообразно. В деятельностно-организационном плане под миссией понимается совокупность полномочий, задач лица или эпизодический, ситуационно обусловленный круг его компетенций. В личностном плане миссия - осознание своего функционального предназначения. В религиозном контексте, при некотором орфоэпическом моделировании, в слово «миссия» вкладывается спасительное содержание. Разработчики одного из проектов Федерального государственного общеобразовательного стандарта пишут: «Основная цель (миссия) общего среднего образования — способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеиолаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни»[3]. Образование выступает важнейшим средством самореализации человека (и - опосредованно - общества) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал - способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения.
Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования — становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и вне- учебной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его творческих способностей есть абсолютный критерий качества образования»[4]. Поддерживая этот ход мысли, под миссией общего правового образования мы понимаем целенаправленную деятельность общественных и государственных институтов по формированию социально-правовой компетентности и правопослушного поведения обучающихся. Понятие миссии имеет более широкое значение, чем понятие цели. Цель - это запланированный результат, который является центральным мотивационным звеном, тем, ради чего все затевалось и что будет «наградой» субъекту деятельности (индивидуальному или коллективному). Содержание цели может иметь как материальное, так и идеально-духовное выражение. В отличие от цели миссия, как правило, не обладает вещественным, матери-’ ально-значимым содержанием. Результат миссии не превращается в собственность субъекта деятельности, она становиться достоянием целой социальной группы. Так или иначе, она затрагивает интересы социума в целом и выражается в оказании влияния на саму суть общественных отношений: способы достижения личных целей, процесс выбора этих целей, организацию условий, в которых разворачивается вся культурная деятельность, сам менталитет общества. Менталитет - устойчивый образ мышления этноса или иной устойчивой социальной общности, возникший на основе её типичной жизнедеятельности. Российский менталитет, как и менталитет любой иной устойчивой социальной общности, является уникальным социально-духовным образованием. «Для российской ментальности характерным является традиционализм, коллективизм, ярко выраженный антииндивидуализм, склонность чрезмерно идеализировать определенные проявления жизни» . Кроме того, российский менталитет почти всеми оценивается как нигилистический в отношении к праву. Инерция правового нигилизма в России велика, а уровень правовой культуры традиционно низок. Правовой нигилизм (результат оценки правовой действительности с негативной позиции) возникает в случае, когда субъект правосознания не находит реального воплощения своего видения и понимания права[5]. Однако правовой нигилизм, маргинальность и низкая степень социальной активности не являлись изначальными характеристиками славянского общества — исходной основы российского социума. К моменту становления государств-княжеств политическое устройство славянских племен характеризовалось высоким уровнем общественного сознания’. Но с некоторых пор российский менталитет стал сочетать в себе такие крайности, как отрицание всякой, в том числе и демократически установленной власти, так и этатистскую ориентацию на нее как на единственно подлинную, а потому вездесущую и всесильную реальность[6]. Появление этих полюсных тенденций в социокультурной программе общества можно объяснить только несоответствиями, вклинившимися между исторически сложившимися традициями славянского общества и нововведениями, вызванными необходимостью политического и экономического развития. Становление государственности на Руси изначально предполагалось как способ укрепления внешних границ, консолидации земель, представительства региона во внешнеполитической и военной деятельности. При этом, князья рассматривались как внешняя сила, не вмешивающаяся во внутренние дела общины. Однако интеграция политических сил (княжеской власти и патриархальной элиты, использующих государство в качестве источника приращения собственности, а не инструмента социального компромисса) предопределила столкновение интересов государственной власти и общественной (локалистской общинно-патриархальной), что привело к двойственности отношений общества и государства. С одной стороны, государство рационально расценивалось обществом как необходимость, с другой, эмоционально не принималось и вызывало внутреннее отторжение. [1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М., 1984. С. 313. [2] Дшть В. Толковый словарь в четырех томах М., 1994. Т.2. С. 329. [3] Макет. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ediinews.eurekaiiet.ru/vesti/info/l672.litml. 47 і [4] Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Макет. М., 2008. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.enrekanel ru/vesti/info/1672.html. 48 [5] См.: Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2. С. 27. [6] См., напр.: Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С. 38.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html |
|