У нас уже 79715 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Миссия общего правового образования в России в конце XX - начале XXI вв.

Право является важнейшим регулятором общественных отношений во всем цивилизованном мире. Знание и исполнение правовых норм гражда­нами страны может послужить характеристикой и показателем ее цивилизо­ванности и успешности, в том числе и в экономике. В условиях глобализации и информатизации уровень правовой культуры отдельных граждан может сказаться на доверии мирового сообщества к целому государству и выборе стратегии выстраивания двусторонних отношений. Поэтому особый интерес представляет задача повышения уровня правовой культуры и правосознания как всего общества, так и отдельного гражданина, необходимость решения которой требует продуманной организации правового обучения и воспитания как неотъемлемой части общего и профессионального образования. Общее правовое образование призвано не только информировать о правовых теори­ях и концепциях, нормативно-правовых установлениях и их изменениях, функциях и задачах юридических и государственных органов и администра- тивно-правовых механизмах, но, прежде всего, формировать правовую куль­туру и правосознание личности и общества. Определение содержания миссии общего правового образования является задачей первостепенной важности.

В словаре С.И. Ожегова миссия раскрывается как «важное дело, поручение, роль»[1]. В словаре В. Даля под миссией понимается следующее: «посольство, посланник со всем двором, чинами своими; общество духовен­ства, посылаемое для обращения неверных или иноверцев»[2]. Семантическое значение слова «миссия» многообразно. В деятельностно-организационном плане под миссией понимается совокупность полномочий, задач лица или эпизодический, ситуационно обусловленный круг его компетенций. В личностном плане миссия - осознание своего функционального предназна­чения. В религиозном контексте, при некотором орфоэпическом моделиро­вании, в слово «миссия» вкладывается спасительное содержание.

Разработчики одного из проектов Федерального государственного об­щеобразовательного стандарта пишут: «Основная цель (миссия) общего среднего образования — способствовать становлению социально ответствен­ной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеиолаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его про­должению в течение всей жизни»[3].

Образование выступает важнейшим средством самореализации челове­ка (и - опосредованно - общества) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на прин­ципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал - способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого мо­рального и материального поощрения.

 

Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования — становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и вне- учебной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень соци­альной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его твор­ческих способностей есть абсолютный критерий качества образования»[4]. Поддерживая этот ход мысли, под миссией общего правового образования мы понимаем целенаправленную деятельность общественных и государст­венных институтов по формированию социально-правовой компетентности и правопослушного поведения обучающихся.

Понятие миссии имеет более широкое значение, чем понятие цели. Цель - это запланированный результат, который является центральным мо­тивационным звеном, тем, ради чего все затевалось и что будет «наградой» субъекту деятельности (индивидуальному или коллективному). Содержание цели может иметь как материальное, так и идеально-духовное выражение. В отличие от цели миссия, как правило, не обладает вещественным, матери-’ ально-значимым содержанием. Результат миссии не превращается в собст­венность субъекта деятельности, она становиться достоянием целой социаль­ной группы. Так или иначе, она затрагивает интересы социума в целом и вы­ражается в оказании влияния на саму суть общественных отношений: спосо­бы достижения личных целей, процесс выбора этих целей, организацию ус­ловий, в которых разворачивается вся культурная деятельность, сам ментали­тет общества.

Менталитет - устойчивый образ мышления этноса или иной устойчи­вой социальной общности, возникший на основе её типичной жизнедеятель­ности. Российский менталитет, как и менталитет любой иной устойчивой социальной общности, является уникальным социально-духовным образова­нием. «Для российской ментальности характерным является традициона­лизм, коллективизм, ярко выраженный антииндивидуализм, склонность чрезмерно идеализировать определенные проявления жизни» . Кроме того, российский менталитет почти всеми оценивается как нигилистический в от­ношении к праву. Инерция правового нигилизма в России велика, а уровень правовой культуры традиционно низок. Правовой нигилизм (результат оценки правовой действительности с негативной позиции) возникает в слу­чае, когда субъект правосознания не находит реального воплощения своего видения и понимания права[5].

Однако правовой нигилизм, маргинальность и низкая степень социаль­ной активности не являлись изначальными характеристиками славянского общества — исходной основы российского социума. К моменту становления государств-княжеств политическое устройство славянских племен характе­ризовалось высоким уровнем общественного сознания’. Но с некоторых пор российский менталитет стал сочетать в себе такие крайности, как отрицание всякой, в том числе и демократически установленной власти, так и этатист­скую ориентацию на нее как на единственно подлинную, а потому вездесу­щую и всесильную реальность[6]. Появление этих полюсных тенденций в со­циокультурной программе общества можно объяснить только несоответст­виями, вклинившимися между исторически сложившимися традициями сла­вянского общества и нововведениями, вызванными необходимостью полити­ческого и экономического развития.

Становление государственности на Руси изначально предполагалось как способ укрепления внешних границ, консолидации земель, представи­тельства региона во внешнеполитической и военной деятельности. При этом, князья рассматривались как внешняя сила, не вмешивающаяся во внутренние дела общины. Однако интеграция политических сил (княжеской власти и патриархальной элиты, использующих государство в качестве источника приращения собственности, а не инструмента социального компромисса) предопределила столкновение интересов государственной власти и общест­венной (локалистской общинно-патриархальной), что привело к двойствен­ности отношений общества и государства. С одной стороны, государство рационально расценивалось обществом как необходимость, с другой, эмоционально не принималось и вызывало внутреннее отторжение.

 

[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М., 1984. С. 313.

[2] Дшть В. Толковый словарь в четырех томах М., 1994. Т.2. С. 329.

[3] Макет. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образо­вания. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ediinews.eurekaiiet.ru/vesti/info/l672.litml.

47

і

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Макет. М., 2008. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.enrekanel ru/vesti/info/1672.html.

48

[5] См.: Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правове­дение. 2000. № 2. С. 27.

[6] См., напр.: Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С. 38.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.