У нас уже 79721 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Взаимодополнительность аудиторного и внеаудиторного обще¬го правового образования в России в конце XX— начале XXI вв.

Миссия реализуется системой различных согласованных организаци­онных мероприятий, что невозможно без опоры на сформировавшиеся, в том числе уходящие в далёкое прошлое, реалии, которые могут не иметь к ней никакого непосредственного отношения. Миссия общего правового об­разования в современной России реализуется в условиях системы образова­ния, частично унаследованной от СССР, частично трансформированной постсоветской, включающей в себя и альтернативные установлениям совет­ской педагогики («инновационные») элементы.

Общеобразовательный процесс организуется сегодня двумя способами - аудиторным и внеаудиторным. Аудиторное образование имеет давние тра­диции, оно является основным и доминирующим способом организации учебного процесса в общем образовании. Внеаудиторное образование, на­против, зародилось относительно недавно (если не брать во внимание неко­торые, впрочем, не заложившие устойчивых традиций примеры из древних времён вроде перипатетиков во главе с Аристотелем) - во второй половине XIX в., и, с тех пор, увлекает все большее число педагогов. Однако эффективным общее образование может быть только при гармоничном соче­тании этих двух способов образования.

Общее правовое образование - это многоуровневый педагогический процесс, заключающийся в интеграции целенаправленного правового обу­чения, целенаправленного или стихийного граэ/сданско-правового воспи­тания и организованного или стихийно складывающегося правового про-

76

 

свещения человека как участника повседневных правовых, политических, и межличностных отношений, действующего в соответствии с норма­ми, принятыми в данном обществе и государстве.

Под правовым обучением в сфере общего образовании мы понимаем педагогическую деятельность учреждений общего или дополнительного об­разования, направленную на освоение учащимися базовых гражданско- правовых знаний, умений и компетенций, прямо не связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Под гражданско-правовым воспитанием мы понимаем процесс фор­мирования у обучающихся гражданско-правовых позиций, взглядов и инте­ресов под воздействием социальной действительности или факторов, моде­лирующих социальную реальность в учреждениях общего и дополнительного образования в процессе целенаправленного взаимодействия субъектов обра­зовательного процесса (педагогов, учебной группы, администрации учебного заведения, родителей).

Под правовым просвещением мы понимаем преднамеренно органи­зованное социально-педагогическое воздействие или стихийно возникшее действие, осуществляемое любыми участниками социальных отношений (общественными организациями, государственными органами и учрежде­ниями, СМИ и т.д.), обычно мало контролируемое государством и приводя­щее к образовательному результату в виде поверхностного (пропедевтиче­ского) познания рассматриваемого явления.

Можно выделить два типа организации общего правового образования: институализированное и неформальное образование. Институализиро­ванное общее правовое образование осуществляется через официальные об­разовательные и общественные объединения и организации. Оно включает обязательное общее правовое образование (воспитание и обучение), допол­нительное общее правовое образование (воспитание и обучение) и организо­ванное правовое просвещение.

Обязательное общее правовое образование представляет собой пра­вовое обучение и воспитание, структурно и содержательно встроенное в систему образования России. Оно включает в себя программы дисциплин правового цикла общего образования, направленные на развитие базовых со­циально-правовых компетенций личности. Факт изучения данных дисциплин подтверждается государственными документами установленного образца.

Дополнительное общее правовое образование представляет собой планируемую программу личного и социального образования молодых лю­дей, призванную улучшить определенный набор навыков и умений за рамка­ми обязательного учебного плана. Дополнительное образование - это добро­вольная и доступная, целостная и ориентированная на процесс, организован­ная образовательная деятельность, учитывающая интересы учащегося и предполагающая его активное участие; направленная на обучение жизнен­ным навыкам и основанная на индивидуальном или на групповом обучении.

Организованное правовое просвещение представляет собой неоснов­ную деятельность общественных организаций и объединений, направленную на передачу заинтересованным лицам основы правовых знаний без опреде­ления степени их усвоения и выдачи документов об образовании установ­ленного образца.

Неформальное образование (неинституциональное, внеинсти- туциональное) — сфера целенаправленных воздействий на процессы социали-

I

зации вне рамок специализированных образовательных учреждений, осуще­ствляемых на основе социальных норм других социальных институтов, осу­ществляющегося в виде организованного правового воспитания, органи­зованного правового просвещения и стихийных образовательных воздейст­вий. Неформальное образование в более или менее систематических формах осуществляется в семейных и соседских сообществах, в религиозных сооб­ществах и организациях, в совместной трудовой деятельности, через средства

 

массовой информации (в том числе рекламу), учреждения и предметы искус­ства, действие системы права[1].

Мы считаем, что элементами неформального правового образования являются не только целенаправленное педагогическое воздействие, но и сти­хийно возникшее, несмотря на то, что в педагогической науке утвердилось мнение, характеризующее образование как «сферу целенаправленного разви­тия личности, в которой процессы социализации приобретают упорядочен­ные формы, общественно значимые стандарты и ориентиры» (см.: Рис 2). Однако, что касается социальных дисциплин, в отношении которых резуль­тат стихийного влияния иногда даже превосходит результат организованного образовательного процесса, необходимо рассматривать и учитывать стихий­ное влияние в качестве значимого фактора общего правового образования[2].

 

[1] См.: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wmdow.edu.ru/window catalog/pdf2txt?p id=23895&p page-2.

[2] См., напр.: Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект иннова­ционной системы правового образования. СПб. 1998. С. 5.

79

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.