Быстрый переход к готовым работам
|
Взаимодополнительность аудиторного и внеаудиторного обще¬го правового образования в России в конце XX— начале XXI вв.Миссия реализуется системой различных согласованных организационных мероприятий, что невозможно без опоры на сформировавшиеся, в том числе уходящие в далёкое прошлое, реалии, которые могут не иметь к ней никакого непосредственного отношения. Миссия общего правового образования в современной России реализуется в условиях системы образования, частично унаследованной от СССР, частично трансформированной постсоветской, включающей в себя и альтернативные установлениям советской педагогики («инновационные») элементы. Общеобразовательный процесс организуется сегодня двумя способами - аудиторным и внеаудиторным. Аудиторное образование имеет давние традиции, оно является основным и доминирующим способом организации учебного процесса в общем образовании. Внеаудиторное образование, напротив, зародилось относительно недавно (если не брать во внимание некоторые, впрочем, не заложившие устойчивых традиций примеры из древних времён вроде перипатетиков во главе с Аристотелем) - во второй половине XIX в., и, с тех пор, увлекает все большее число педагогов. Однако эффективным общее образование может быть только при гармоничном сочетании этих двух способов образования. Общее правовое образование - это многоуровневый педагогический процесс, заключающийся в интеграции целенаправленного правового обучения, целенаправленного или стихийного граэ/сданско-правового воспитания и организованного или стихийно складывающегося правового про- 76
свещения человека как участника повседневных правовых, политических, и межличностных отношений, действующего в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе и государстве. Под правовым обучением в сфере общего образовании мы понимаем педагогическую деятельность учреждений общего или дополнительного образования, направленную на освоение учащимися базовых гражданско- правовых знаний, умений и компетенций, прямо не связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Под гражданско-правовым воспитанием мы понимаем процесс формирования у обучающихся гражданско-правовых позиций, взглядов и интересов под воздействием социальной действительности или факторов, моделирующих социальную реальность в учреждениях общего и дополнительного образования в процессе целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, учебной группы, администрации учебного заведения, родителей). Под правовым просвещением мы понимаем преднамеренно организованное социально-педагогическое воздействие или стихийно возникшее действие, осуществляемое любыми участниками социальных отношений (общественными организациями, государственными органами и учреждениями, СМИ и т.д.), обычно мало контролируемое государством и приводящее к образовательному результату в виде поверхностного (пропедевтического) познания рассматриваемого явления. Можно выделить два типа организации общего правового образования: институализированное и неформальное образование. Институализированное общее правовое образование осуществляется через официальные образовательные и общественные объединения и организации. Оно включает обязательное общее правовое образование (воспитание и обучение), дополнительное общее правовое образование (воспитание и обучение) и организованное правовое просвещение. Обязательное общее правовое образование представляет собой правовое обучение и воспитание, структурно и содержательно встроенное в систему образования России. Оно включает в себя программы дисциплин правового цикла общего образования, направленные на развитие базовых социально-правовых компетенций личности. Факт изучения данных дисциплин подтверждается государственными документами установленного образца. Дополнительное общее правовое образование представляет собой планируемую программу личного и социального образования молодых людей, призванную улучшить определенный набор навыков и умений за рамками обязательного учебного плана. Дополнительное образование - это добровольная и доступная, целостная и ориентированная на процесс, организованная образовательная деятельность, учитывающая интересы учащегося и предполагающая его активное участие; направленная на обучение жизненным навыкам и основанная на индивидуальном или на групповом обучении. Организованное правовое просвещение представляет собой неосновную деятельность общественных организаций и объединений, направленную на передачу заинтересованным лицам основы правовых знаний без определения степени их усвоения и выдачи документов об образовании установленного образца. Неформальное образование (неинституциональное, внеинсти- туциональное) — сфера целенаправленных воздействий на процессы социали- I зации вне рамок специализированных образовательных учреждений, осуществляемых на основе социальных норм других социальных институтов, осуществляющегося в виде организованного правового воспитания, организованного правового просвещения и стихийных образовательных воздействий. Неформальное образование в более или менее систематических формах осуществляется в семейных и соседских сообществах, в религиозных сообществах и организациях, в совместной трудовой деятельности, через средства
массовой информации (в том числе рекламу), учреждения и предметы искусства, действие системы права[1]. Мы считаем, что элементами неформального правового образования являются не только целенаправленное педагогическое воздействие, но и стихийно возникшее, несмотря на то, что в педагогической науке утвердилось мнение, характеризующее образование как «сферу целенаправленного развития личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы, общественно значимые стандарты и ориентиры» (см.: Рис 2). Однако, что касается социальных дисциплин, в отношении которых результат стихийного влияния иногда даже превосходит результат организованного образовательного процесса, необходимо рассматривать и учитывать стихийное влияние в качестве значимого фактора общего правового образования[2]. [1] См.: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wmdow.edu.ru/window catalog/pdf2txt?p id=23895&p page-2. [2] См., напр.: Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект инновационной системы правового образования. СПб. 1998. С. 5. 79
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html |
|