Быстрый переход к готовым работам
|
Актуализация педагогического потенциала игры отечествен¬ным общим правовым образованием в конце XX- начале XXI вв.Популярность игры как метода обучения характерна в целом для образования второй половины XX - начала XXI вв.[1] Правовое образование, в том числе общее правовое образование активно опирается на использование грандиозного педагогического потенциала игры. Более того, современное общее правовое образование немыслимо без игр. Этот момент имеет важнейшее концептуальное значение для осмысления самой природы общего I правового образования и его перспектив в России. Игра, воспринимаемая поначалу энтузиастами общего правового образования лишь как удачный педагогический приём, стала привлекать к себе внимание не только создателей моделей общего правового образования, но и тех, кто строит его педагогическую теорию. Постепенно выстраиваемая в наши дни коллективными усилиями теория общего правового образования побуждает отнестись к игре как антропологически и социокультурно конгениальному праву, образованию и собственно правовому образованию феномену, что требует экспликации и оценки его педагогических возможностей в сфере общего правового образования. Игра - это социокультурный феномен, главной характеристикой которого является противопоставление утилитарной деятельности и связанной с нею «серьезностью». В обыденном словоупотреблении игрой обозначает множество разнокачественных действий, что значительно затрудняет научное осмысление, систематизирование и определение этого понятия. Игра - собирательный термин, которым обозначаются различные по своей сути формы деятельности. Э. Берн находит вполне оправданным употребить слово «игра» даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийство и шизофрения. Собирательность термина подтверждается лингвистическими несоответствиями в различных языках и разнообразием оттенков значений слов переводимых на русский язык как «игра». Так, не установлено точное отношение таких взаимосвязанных понятий как «play», «game», «sport» в английском языке. В некоторых языках все-таки предоставляют лингвистический ключ хотя бы к начальной дифференциации понятия «игра». Так, в греческом языке синонимичными слову «игра» является пара «ребячество - соревнование» (<paidia - agon>), а в португальском - «забава - игра» (brincadeira <brinkadera> - jogo <jogu>)'. Мыслители всех эпох по-разному трактовали это явление. Платон связывал игру со свойствами человеческой природы и этимологически сближал понятия «воспитание» и «игра». И. Кант определял игру в качестве «незаинтересованной деятельности», занятая, «которое приятно само по себе»[2]. Ф. Шиллер делал акцент на антропологической значимости игры: «Человек І играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда играет»[3]. Ж.ГІ. Сартр тоже видел человека, прежде всего, как играющее существо: «Человек должен выбрать: быть ничем или играть, что он и делает»[4]. Психотерапевт Б. Икер определяет игру в качестве деятельности скрытого в человеке ребенка, выход которого вовне необходим[5]. Этимологически сущность игры близка понятию личность (по-латыни persona). Слово «личность», заимствованное римлянами у этрусков и первоначально означало «роль» (а до того маску актера). Поэтому не случайно, как личность (в смысле роли) принадлежит игре, так и личность (в смысле характеристики человеческого качества) развивается в игровом процессе. Надо констатировать факт, что феномен игры привлекал внимание множества великих умов, пытавшихся рассматривать игру в разных плоскостях: философской (К. Бюллер, J1. Витгенштейн, В. Вундт, Г. Гадамер, К. Гросс, Г. Спенсер, Ф. Шиллер, В. Штерн, Э. Финка, М. Хайдеггер, Й. Хёйзинги и др.), педагогической (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, О.С. Газман, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко, B.C. Мухина, Б.П. Никитин, И.Г. Песталоцци Ж.Ж. Руссо, B.JI. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, Г.П. Щедровицкий, С. А. Шмаков и др.), психологической I (А.Е. Аркин, М.Я. Басов, Э. Берн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
Можно выделить следующие основные научные подходы к объяснению причин появления игры:
А.С. Макаренко, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
Э. Финк);
В философско-антропологическом понимании игра предстает перед нами как фундаментальное социальное явление. Большинство, если не все, исследователи отдают должное игре как важному антропологическому фактору. И. Хейзинга и Э. Финк рассматривают через игру такие явления культурной жизни, как поэзия, наука, философия, правосудие, искусство и даже война[7]. Они видят в пей способ социальной жизни. Игра предстает в культуре «как некая данность, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель»[8]. По мнению Й. Хейзинга, і можно четко отследить, как игра закладывает основы государственности. Непременные составляющие средневековой войны — ритуалы, предваряющую битву, кодекс чести, используемый в качестве основного регулятора общественных отношений, являются ничем иным как игровой атрибутикой наложенной на сферу социальных отношений. Мифы, религия, поэзия, право, наука уходят корнями в ту же почву игровых действий, являясь образным претворением бытия - ментальной квазиреальностью. Искусство, первоначально выступающее в качестве витальной и регламентированной функции общества, превратилось в свободную деятельность индивида, оно стало интимнее, изолированнее, стало делом немногих. Обрядные танцы, рисунки, тексты приобрели самостоятельное социальное значение, стали употребляться вне культовых и религиозных действ, но в отличие от них приобрели общекультурную самоценность. Религия также обязана своим появлением игре. Предпосылкой к её появлению стал культ. Жертвоприношения, маски вселяли неподдельный ужас
и благоговение, как в зрителей, так и в исполнителей. Древнейшие обряды являлись просто знаковым разыгрыванием порядка вещей в природе. Их участники сами наполняли созданные ими образы божественной силой. Праздник, первоначально являясь формой проведения культовых ритуалов, впоследствии наполнился иным социальным назначением, став формой досуга и отдыха, не потеряв при этом своего исходного символического и мани- пулятивного свойства. В Советском Союзе и нацисткой Германии он являлся способом массового гипноза с чётко просматриваемой линией поклонения вождю. Таким образом, игра наполнила культуру витально значимым содержанием, став исторически сложившейся формой социального существования человека. В игре, заложена генетика прошлого, в том числе доисторического, обеспечивающая притом социокультурную идентичность личности. При этом игра не тождественна культуре. Это явление, которое выступает одновременно и культурным (является составной частью культуры — установленные правила, традиции), и внекультурным (биологически обусловленным и вызывающим культурные изменения) феноменом. Игра - это искусственно создаваемое измерение времени и пространства, организуемое и проживаемое параллельно с реальным. Этот дуализм игрового процесса определяет его двурезультатность: первый результат заключается в достижении социально значимой цели игры (спектр задач, которые мы хотим решить в реальном времени и пространстве при помощи игры), и игровой результат — личностно значимая цель, имеющая вес и значение непосредственно в игровом пространстве. Именно наличие второй цели (игровой) является фактором культурного развития. Игровая цель со временем трансформируется в цель игры. Личностно значимое в игре становится социально значимым, когда она получает распространение и приобретает социальную значимость, попутно внося изменения в сами общественные отношения. Как любое понятие, игра имеет свои характерные черты. Во-первых, это свободное действие, иначе мы получим не игру, а лишь её имитацию, которая прекратится вместе с окончанием действия довлеющих факторов. , Во-вторых, наличие правил. По JT. С. Выготскому, они появляются тогда, когда свёртывается воображаемая ситуация, то есть роль, служившая до этого регулятором игрового действия. Правила игры функционально идентичны законам и закономерностям реального мира. Интересно, что эти законы игрок поддерживает своей волей без всякого принуждения. Игра самоценна для человека, а правила - необходимый её элемент, без которого она потеряет свою суть. Именно привязанность человека к игре, потребность в ней заставляет это свободолюбивое и капризное существо держать себя в каких-то рамках. Этот факт позволяет рассматривать игру в качестве важного средства воспитания воли и сознания. [1] См., напр.: М.В. Кларин и мн. др. [2] См..: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.: Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. С. 48. [3] См.: Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского. М., 2000. С. 168. [4] См.: там же. [5] См.: Шеффер Ч., Кери JI. Игровая семейная психотерапия. СПб., 2001. С. 27. 103 1 [6] Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 1992. С. 18. [7] См.: Финк. Э. Основные феномены человеческого бытия. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://anthropologia.snbu.ru/ru/texts/fink/basics 0.html. [8] Хейзинга Й. Человек играющий. М., 2003. С. 18. і 105 I
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html |
|