У нас уже 82531 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие дискурса. Типология дискурса

Термин «дискурс» впервые появляется в названии статьи «Дискурс- анализ» американского лингвиста 3. Харриса, опубликованной в 1952 году, где отмечается, что фраза является простым высказыванием, а дискурс - сложным высказыванием, состоящим из нескольких фраз [Harris 1952]. В современной методологии дискурсивных исследований существует несколько определений данного понятия, зачастую, достаточно противоречивых.

Так, немецкий когнитивист Ю. Хабермас, утверждает, что дискурсом называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности и традиций [Хабермас 1989].

По концепции М. Фуко, дискурсы - это относительно ограниченные наборы утверждений, которые устанавливают пределы того, что имеет значение, а что значения не имеет. Он говорит об «эффектах истинности», : которые могут быть созданы в рамках определенного дискурса [Фуко 1996].

По Н. Фэрклу, дискурс - это способ говорения, который придает значение жизненному опыту, основанному на определенной точке зрения [Fairclough 1997].

Специалисты Дании и Швеции в области исследования коммуникации Л. Филлипс и М. Йоргенсен под дискурсом подразумевают идею о том, что «язык организован в соответствии со структурами, свойственными высказываниям людей в различных сферах социальной жизни». В этом случае дискурс представляет собой способ говорения, выражающий определенный, традиционный стиль, индивидуальный язык, имеет определение «какой / чей» и определяет субъектные позиции коммуникантов [Филлипс, Йоргенсен 2004]. Например, на медицинской консультации позиции «доктор» и «пациент» предопределены. В соответствии с этими позициями, есть ожидания того, как действовать, что говорить и что не говорить.

Также дискурс может рассматриваться как структура диалогового взаимодействия, обладающая в отличие от статической структуры текста, динамическим характером. В этом случае дискурс рассматривается как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию, «речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 2003].

В данной работе мы опираемся на идею М. Биллига, специалиста Великобритании в области социальной психологии [Billig 1987], согласно которой дискурс в некоторой мере схож с психоанализом. Дискурс и ■ психоанализ можно совместить посредством «диалогического подсознательного». Диалогическое подсознательное состоит из утверждений, которые подавляются в определенных социальных контекстах. Теория М. Биллига о диалогическом подсознательном представляет собой метод «чтения между строк» и определения того, что не сказано.

Таким образом, дискурс - это использование языка как контекстуально связанное и зависимое от обстоятельств, окказиональное явление, имеющее некое диалогическое подсознательное.

В рамках дискурс-анализа отмечается критический подход к общению и пониманию мира, подчеркивается идея того, что наши знания не следует принимать за объективную правду. Способы понимания условны, зависимы от обстоятельств, окказиональны. Кроме того, мы встроены в исторический и культурный контекст, в котором наши взгляды и знания являются продуктами исторически сложившихся взаимоотношений между людьми. Наши способы понимания мира созданы и поддерживаются социальными процессами. Знания возникают в процессе социального взаимодействия, где

мы конструируем известные истины и доказываем, что является верным, а что ошибочным. В соответствии с определенным мировоззрением, некоторые разновидности поведения становятся естественными, другие - неприемлемыми; некоторые утверждения можно произносить в явной форме, эксплицитно, другие - возможно, лишь имплицитно.

«Существует бесконечное число способов формулировки утверждения, которое мы производим в определенной речевой ситуации; существует также множество утверждений, которые никогда не произносятся, и никогда не будут восприняты как значимые. Исторические правила определенного дискурса ограничивают то, что можно сказать» [Йоргенсен 2004: 65].

Тем самым, теория дискурса - это правила, с помощью которых люди определяют, какие утверждения принимать как значимые и правдивые в определенной исторической эпохе, а какие — нет. Структура дискурса определяет, что считать истинным, а что ложным.

Дискурс может включать письменную и разговорную речь. Тем самым, дискурс делится на письменный и устный. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал - акустический, при письменном - визуальный. Помимо двух фундаментальных типов дискурса - письменного и устного - следует упомянуть мысленную разновидность. Человек может пользоваться языком, не производя при этом ни акустических, ни графических следов языковой деятельности. В этом случае язык также используется коммуникативно, но одно и то же лицо является и говорящим, и адресатом [Выготский 2003].

Типы дискурса состоят из жанров, с помощью которых описываются более частные различия между разновидностями дискурса. В настоящее время понятие жанра используется в дискурс-анализе достаточно широко. «Жанр — это специфическое использование языка, которое составляет часть отдельной социальной практики, например, жанр интервью, жанр новостей, доклад, политическое выступление, проповедь, роман, стихотворение и др.» [Йоргенсен 2004: 78].

Среди критериев, необходимых для осмысленного анализа различных типов и жанров дискурса, устного дискурса, в частности, следует выделить такие, как пространственно-временная локализация дискурса, личностные особенности и социальный статус коммуникантов и, что более для нас интересно, цель взаимодействия, целеустановка и мотивы говорящего, искренность и прямолинейность выражения его замыслов, «степень близости / вовлеченности или, напротив, отстраненности говорящего по отношению к своему высказыванию. Утверждения «холодно», «я думаю, что холодно» и «возможно, немного холодно» являются различными способами выражения своего отношения к времени. А именно, они имеют различную модальность, посредством которой говорящие как бы по-разному вовлечены в происходящее [Йоргенсен 2004: 91].

Следует упомянуть, что существует два измерения дискурса: порядок дискурса и акт коммуникации или речевой акт.

Порядок дискурса — это конфигурация всех типов дискурса, которые используются в данной коммуникативной ситуации [Йоргенсен 2004].

По Г.П. Щедровицкому, система акта коммуникации включает:

1)                 действия первого индивида в некоторой «практической» ситуации;

2)                 целевую установку;

3)      осмысление ситуации с точки зрения этой целевой установки и построение соответствующего высказывания — сообщения — текста;

4)                 передачу текста - сообщения второму индивиду;

5)      понимание текста - сообщения вторым индивидом и воссоздание на основе этого некоторой ситуации возможного действования;

6)     действия в воссоздаваемой ситуации, соответствующие исходным целевым установкам второго индивида и содержанию полученного им сообщения [Щедровицкий 1995].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/417640.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.