У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие речевого акта

В начале XX века вопросы, связанные с формированием речи, т.е. воспроизведением языковых единиц в процессе коммуникации, исследовались, главным образом, при сопоставлении ее с языком как потенциальной системой знаков, предназначенных для хранения и передачи информации.

В середине 50-х годов XX века английским философом Дж. Остином была разработана и позже изложена в лекциях, опубликованных в 1962 г. под названием «How То Do Things With Words», теория речевых актов [Остин 1999]. Впоследствии эта теория получила развитие в трудах американского логика Дж. Серля [Серль 1999], английского логика П.Ф. Стросона [Strawson 1991], а чуть позже - в многочисленных публикациях американских, европейских, в том числе и российских ученых [Сусов 1984; Романов 1988; Богданов 1989 и др.].

Согласно данной теории единицей коммуникации выступает уже не предложение или высказывание, а речевой акт, связанный с выражением утверждения, вопроса, описания, объяснения, благодарности, сожаления и т.д., и осуществляемый в соответствии с общепринятыми принципами и правилами поведения. Таким образом, речь рассматривается как продукт индивидуального словотворчества, обладающий определенной коммуникативной и стилистической направленностью, обусловленный личностными качествами говорящего и стоящими перед ним целями, задачами и протекающими в ходе речевой деятельности мыслительными процессами. Речевой акт выступает минимальной единицей речевой деятельности.

Поскольку речевой акт - это вид действия, то при его анализе используются по существу те же категории, которые необходимы для характеристики и оценки любого действия:          субъект, цель, способ,

инструмент, средство, результат и т.п. Субъект речевого акта - говорящий - производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его адресатом - слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели [Остин 1999].

Превращения, которые происходят с предложением в контексте речевого акта, также описаны французским лингвистом Э. Бенвенистом в статье «Формальный аппарат высказывания». Речевой акт рассматривается как акт употребления языка, «индивидуальный акт, посредством которого мы используем язык, и который вводит, прежде всего, говорящего, как параметр среди условий, необходимых для высказывания. Высказывание и есть приведение языка в действие посредством индивидуального акта его использования». Э. Бенвенист выделяет один из основных параметров речевого акта и пишет о том, что всякий акт высказывания является, эксплицитно или имплицитно, обращением к кому-то, он постулирует наличие собеседника [Бенвенист 2002].

У А.А. Потебни речевой акт есть явление исключительно психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало [Потебня 2001].

В теории речевых актов выделяются три уровня или аспекта анализа речевого акта: локутивный акт, иллокутивный и перлокутивный акты. Во- первых, речевой акт может рассматриваться как собственно говорение, в этом случае он выступает как локутивный. Также речевой акт рассматривается как некоторое действие, имеющее какую-либо внеязыковую цель. В этом случае речевой акт выступает как иллокутивный. И, в-третьих, посредством говорения человек достигает определенных результатов, производя те или иные изменения в окружающей его действительности. Речевой акт, рассматриваемый в аспекте его реальных последствий, выступает как перлокутивный акт.

Главным новшеством треху ровневной схемы анализа речевого действия, предложенной Дж. Остином, является понятие иллокутивного акта и соответствующее ему семантическое понятие иллокутивной функции. Именно иллокутивный акт рассматривается как минимальная единица общения, которая отличается от локутивного акта по признаку интенциональности - связанности с определенной целью, намерением, а перлокутивному акту он противопоставляется по признаку конвенциональности - наличию определенных правил, обеспечивающих говорящему успешное осуществление данного иллокутивного акта [Остин 1999].

Американский логик Г. Грайс рассматривает употребление языковых выражений как определенного вида действие, направленное на достижение конкретных целей. Одна из таких целей, на которую ориентируются, осуществляя утверждение, заключается в принятии слушающим определенного мнения (belief); тогда произносящий предложение «р» рассматривается как имеющий намерение воздействовать на слушающего так, чтобы тот стал думать, что p. [Grice 1957].

Позднее Г. Грайс модифицирует эту теоретическую установку, указывая, что а, употребляя в отношении b утвердительное предложение «р», имеет намерение воздействовать на b так, чтобы Ъ думал, что а думает, что р [Grice 1968].

Существенным вкладом в теорию речевых актов , является предложенные Г. Грайсом коммуникативные постулаты, или постулаты дискурса. Это своего рода предписания говорящему, вытекающие из некоторого общего принципа кооперации - принципа, состоящего в том, что участники речевой коммуникации в нормальных условиях имеют общей целью достижение взаимопонимания. Коммуникативные постулаты Г. Грайса делятся на четыре группы:

1)                 постулат информативности («Твое высказывание должно быть достаточно информативным»);

2)                 постулат истинности («Говори правду» или «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований»);

3)                 постулат релевантности («Говори то, что в данный момент имеет отношение к делу»);

4)        постулат ясности выражения («Избегай неясных выражений», «Избегай неоднозначности») [Грайс 1985].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/417640.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.