Быстрый переход к готовым работам
|
Концепция В. Гумбольдта и А.А. Потебни и теория лингвистической относительностиУчение таких исследователей, как В. Гумбольдт и А.А. Потебня, и возникшая на базе основных положений их концепции теория лингвистической относительности могут, как нам кажется, рассматриваться в качестве фундамента сложившейся на настоящий момент в языкознании новой научной парадигмы. Одними из основных понятий этой парадигмы являются языковое сознание, языковая картина мира. Содержание этих понятий тесно связано с проблемой взаимоотношений языка и культуры. Можно сказать, что в работах известного немецкого исследователя В. Гумбольдта изложены все основные положения о взаимодействии языка и культуры, которые развивались и конкретизировались последователями ученого в различных областях гуманитарного знания. Ученый выдвинул следующие фундаментальные положения: 1) язык как непрерывный осмысленный творческий процесс
14 созидания есть выражение «духа народа», его национальной культуры, которая воплощается в языке и передается потомкам; «язык есть как бы внешнее проявление духа народов <...> в языке мы всегда находим сплав исконно языкового характера с тем, что воспринято языком от характера нации» (1985: 373) и 2) язык играет важнейшую роль в познании действительности, в формировании вполне определенной «картины мира», которая создается под влиянием того или иного языка как отражения определенного способа, вида представления внеязыковой реальности, т.е. национальной внутренней формы языка, мировоззрения его народа. Таким образом, язык, с одной стороны, и духовная и материальная культура, с другой, оказываются соотносительными и неразрывно связанными. При этом первый является национальной формой выражения и воплощения второй. На становление современной антропоцентрической лингвистики большое влияние оказали, на наш взгляд, следующие идеи В. Гумбольдта: 1. Материальная и духовная культура неразрывно связаны с языком и
На учении В. Гумбольдта о внутренней форме языка (слова) и базируется такое понятие современной лингвистики, актуальное, в частности, для лингвокультурологии, как «языковая картина мира».
15 На идее В. Гумбольдта о том, что язык - это деятельность, основаны, в свою очередь, работы А.А. Потебни о различии и общности между языком и искусством, которое наряду с воспитанием и образованием составляет основу культуры. Звуковая форма слова соответствует, по представлениям А.А. Потебни, внешней форме художественного произведения (1976: 443). Сближая слово и произведение искусства, исследователь определяет язык как основу всех видов искусства. В работах А.А. Потебни возникает лингвокультурологический подход к решению проблем народного искусства, выявляются взаимосвязи этнических особенностей русской народной культуры в ее связи с русским языком (Шаклеин, 1997: 24). Кроме того, теория А.А. Потебни о ближайшем и дальнейшем значении слова в известной мере легла в основу формирования понятия «концепт» как единицы представления знаний, в первую очередь, культурно обусловленных. В начале XX века в США в науке о языке формируется антропологическое направление, наиболее значительные представители которого (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф) работали на материалах языков американских индейцев и в своих исследованиях опирались на идеи В. Гумбольдта. В последние десятилетия дискуссии о взаимоотношении языка и культуры неизбежно связаны с понятием языкового сознания, так называемой гипотезой Сепира-Уорфа и теорией лингвистической относительности и лингвистического детерминизма, в наиболее "радикальной", по мнению Д.Б. Гудкова (2000: 12), своей форме сформулированной в работах Б. Уорфа «Отношение норм мышления к языку» (1960), «Лингвистика и логика» (1960), «Наука и языкознание» (1960).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/409204.html |
|