У нас уже 110200 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Концепция энергетической политики Российской Федерации

В условиях современной геополитической и экономической ситуации Россия продолжает реализовывать свой стратегический курс на интеграцию в мировую экономику и мировую энергетику, а также на продвижение российских энергетических компаний на мировые рынки.

При этом необходимо принимать во внимание, что в прошлом СССР был слабо интегрирован в мировую экономику. Распад СССР и формирование новых государств, пересмотр ими прежней советской доктрины внешнеэкономических связей в сторону их либерализации и открыл пространство бывшего советского государства для мирового рынка со всеми отсюда вытекающими не только положительными, но и отрицательными последствиями. Процесс вхождения евразийских рынков в мировую экономику сопровождается столкновением интересов внешних и внутренних субъектов рынка. В настоящее время в России продолжается поиск оптимального соотношения интересов отечественных и иностранных участников рыночных отношений с интересами и безопасностью государства. Последнее предполагает учет геополитического фактора в целом и по ряду направлений внешнеэкономических отношений. Одним из последних является энергетика и экспорт энергоносителей.

От развития энергосектора зависит национальное развитие России, ибо в условиях экономического кризиса экспорт энергоносителей стал одним из главных источников финансирования страны. Не удивительно, что при этом ставка делается, в том числе на экспортные возможности

127

 

отечественного ТЭК. Поскольку государственный бюджет исходит из нижнего уровня колебания цен на нефть на мировом рынке, то правительство регулярно получает дополнительные сверхдоходы. Как отмечает заместитель Председателя Правительства России В.Христенко, «ТЭК, безусловно, сегодня является локомотивом российской экономики. Любую половину нашего экспорта, треть бюджета, основные валютные поступления в страну сегодня дает ТЭК. При этом ТЭК демонстрирует устойчивые темпы развития», - курирующий энергетическую отрасль . Прежде всего речь идет об экспорте нефти и газа.

Очевидно, что на современном этапе развития Россия заинтересована в высоких ценах на нефть. Высокие цены — это дополнительные доходы в бюджет, и как следствие, это внутриполитическая стабильность. В то же время доходы отечественного нефтегазового комплекса зависят от мировой конъюнктуры и геополитики. Поэтому, когда эта конъюнктура ведет к росту цен на российские энергоносители, то это вызывает двойственные чувства. С одной стороны, высокие цены приносят России дополнительные доходы, которые пополняют бюджет государства. А с другой, - постоянно есть ожидание падения мировых цен на нефть и негативных для экономики последствий от этого падения. Например, известный экономист М.Задорный считает, что для России экспорт нефти уже не может служить тем двигателем роста, каким он был последние два года . По мнению же экс-главы Центробанка России, председателя совета директоров нефтедобывающей компании ЮКОС, В. Геращенко, «нас развратила удача - высокие цены на нефть»3.

1 См.: В.Христенко: энергетическая стратегия учитывает интересы грядущих поколений. Интервью. -
Мировая энергетическая политика. 2003. № 7. С.12.

2 Независимая газета. 2005. 7. 06.

3 См.: Интервью В.Герашенко «Независимой газете». - Независимая газета. 2005. 31. 05.

128

 

Другими словами, - существует сильная зависимость экономики от экспортных поступлений нефтегазового комплекса. От экспорта сильно зависит и социальная сфера, ибо заниженные, по сравнению с мировыми, внутренние тарифы на энергоносители компенсируются сверхдоходами от экспорта.

Доходы от ТЭК, могут являться лишь временным источником развития экономики. Отдавая себе отчет в этом, российское руководство предусматривают в перспективе создание условий для ускоренного роста перерабатывающих отраслей экономики и развития международного сотрудничества в сфере энергетики.

Прежде всего необходимо создать механизм перелива сверхдоходов ТЭК в другие отрасли народного хозяйства. Более того, как показала энергетическая катастрофа в Москве, созданный еще в советское время ТЭК, требует серьезной технологической и организационной модернизации.

Основная идея энергетической стратегии России заключается не в абсолютном увеличении энергоносителей, а в повышении эффективности их производства и использования наших ресурсов. Энергоемкость российского ВВП на сегодняшний день до трех крат выше по отношению к развитым экономикам, находящимся в аналогичных климатических условиях. Поэтому фактор энергоэффективности - один из ключевых и гораздо более важный, чем объемные показатели роста ТЭКа.

В стратегию заложена достаточно четкая идеология, связанная с российскими ресурсными возможностями, с обеспечением даже за пределами временных рамок, описанных в стратегии, устойчивого ресурсообеспечения будущих поколений. Это означает, что по основным ресурсам предусмотрен выход на позиции, сохранение которых позволяет говорить не только об устойчивом положении ТЭКа, но и о стратегическом временном интервале по использованию этих ресурсов. Такая позиция

129

 

существует, в том числе и для нефти, и для газа. Она оценена исходя из сегодняшнего состояния запасов, а также из прогнозных оценок уровня инвестиций в разведку. Вопрос в том, насколько долго это будет продолжаться и сколько ресурсов останется для будущих поколений. Субъекты отечественного и мирового рынков вряд ли задумываются об этом. Но это проблема национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны1.

В условиях глобализации экономики природноресурсный комплекс России является перспективнейшей областью межгосударственной экономической деятельностью, сосредоточением коммуникационных и транспортных систем и важнейшим фактором геополитики при неизбежном соперничестве и возможном разделе сфер влияния. Например, в Каспийском бассейне.

Огромные масштабы деятельности по освоению природных энергоресурсов, особенно в северных регионах и на шельфе, «требуют, как считают эксперты, - обеспечения стабильности экономико-политических условий целенаправленного планирования и усиления регулирующей функции государства в сфере природно-ресурсных отношений, исходя из понимания, что становление ресурсодобывающего комплекса как элемента российской стратегии устойчивого развития является предметом особой важности»2.

Разработанная правительством Доктрина энергетической безопасности один из первых концептуальных документов, посвященных энергетической стабильности и безопасности России и проецируемой на ее внутреннюю и на внешнюю политику. Документ был рассмотрен и принят Межведомственной комиссией по экономической безопасности Совета безопасности РФ 27 февраля 1998 г. Доктрина энергетической

1 Стратегия России в XXI веке и проблемы устойчивого развития. М., 2002. С. 153 - 155.

2 Стратегия России в XXI веке и проблемы устойчивого развития. М., 2002. С. 159.

130

 

безопасности развивает и конкретизирует основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и Энергетической стратегии России. Энергетическая безопасность оценивается как один из факторов, обеспечивающих жизненно важные интересы государства и его граждан.

Обеспечение энергетической безопасности является задачей государства на всех уровнях власти. Доктрина объявляет зонами стратегических и геополитических интересов России в сфере энергетики: страны СНГ, Европу, Южную и Юго-Восточную Азию, Дальний Восток. Стабильные политические и экономические отношения со странами этих регионов рассматриваются как фактор энергетической безопасности.

С учетом быстрой смены внутри- и внешнеполитических, а также социально-экономических реалий и возможности появления новых угроз Доктрина предусматривает дополнения и уточнения поставленных задач при обеспечении энергетической безопасности России:

  • меры по либерализации внешней торговли в сфере энергетических ресурсов с учетом национальных экономических интересов России;
  • удержание традиционных рынков сбыта российской энергетической продукции и выходы на новые рынки на основе долгосрочного сотрудничества с потребителями;
  • диверсификация экспортных маршрутов и внешних рынков топливно-энергетических ресурсов;
  • экспорт российского капитала на зарубежные энергетические рынки;
  • взаимодействие с ОПЕК и нефте- и газоэкспортирующими странами.

В    начале   своей   деятельности   в   роли   президента   России

131

 

В.В.Путин заявил в интервью японским журналистам: «В сфере развития топливно-энергетического комплекса страны государственная политика будет ориентирована на полное обеспечение внутреннего спроса, дальнейшее расширение экспортных возможностей (особенно по газу), на потребности наполнения бюджетной системы, а также на устойчивое, экологически безопасное развитие. Достижение этих целей невозможно без широкомасштабного привлечения инвестиций, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции. Мы поставили задачу и считаем вполне реальным делом привлечь до 2010 года не менее 150-200 млрд. долл.»1. По поручению Президента была разработана российским правительством энергетическая стратегия России.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/534203.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.