У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Состояние проблемы социального воспитания сельских школьников в психолого-педагогической литературе

В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. По крайней мере, опыт XX столетия является блестящим подтверждением становящегося аксиомой положение, которое четко сформулировал педагог Я. Корчак: «Реформировать мир - зна­чит реформировать воспитание человека»[103, с.З].

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспи­тания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное от­ношение к социальным и биологическим детерминантам[10, с.49].

Парадигма социального воспитания (П.Бурдье, Ж.Фурастье) ориенти­руется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предла­гают корректировать наследственность с помощью формирования соответст­вующего социокультурного мира воспитуемого.

Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (А.Медичи, Г.Миаларе, К.Роджерс, А.Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость инди­вида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимо­зависимости социальной и биологической, психологической и наследствен­ной составляющих в процессе воспитания (З.И.Васильева, Л.И.Новикова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). .

Мы считает, что на современном этапе воспитания социально-направ­ленной личности сельского школьника больше подходит третья парадигма, акцентирующая взаимосвязь социального и индивидуального. Индивидуаль­ность и социальность - вот те две бытийные, ценностные ориентации, кото­рые присущи воспитанию как общественному явлению. Можно согласиться с мнением Т.А.Ромм, что «системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций» [138, с.11].

С нашей точки зрения современная трактовка социального воспитания - это консолидация предшествующего опыта просветителей и педагогов. Ещё французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж.Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»[5 8, с.205]. Но в тоже время, считая главным естественным правом человека, право на свободу, Ж.-Ж.Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, уст­раняя вредные влияния. Последователь идеи свободного воспитания Л.Н.Толстой верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж.Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ре­бенка, то у Л.Н.Толстого воспитание - это создание условий, способствую­щих развитию личности ребенка[152, с. 123]. Таким образом, мы подошли,к выводу, что для успешного социального воспитания сельских школьников необходимо создавать условия, отвечающие интересам личности и в тоже время отвечающих запросу общества.

XIX век в силу своих особенностей (активизация социально­политического движения в России и определённые изменения в системе со­циальных отношений) по-новому заставил мыслителей рассмотреть трактов­ку и применение воспитания в общем, и социального в частности, создавая большие возможности для личной активности, инициативы, смены рода за­нятий. Выдающийся русский педагог П.Ф.Каптерев, подмечая эту особен­ность социальной жизни, ставит вопрос о необходимости организации обще­ственных и государственных учреждений для крестьянских детей: «В дерев­нях и сёлах подобные учреждения особенно необходимы в летнюю рабочую пору, когда почти всё взрослое население на работе в поле...»[52, с.8]. Нас привлекло данное утверждение, так как в современном селе в связи с кризи­сом семьи, сельским школьникам необходима поддержка со стороны специ­ально-организованных процессов воспитания, в нашем случае в ходе крае­ведческой деятельности.

С нашей точки зрения заслуживает внимания педагогический опыт С.Т.Шацкого. Он проводил в жизнь идею активного включения детей в про­изводительный сельскохозяйственный труд[164] и исповедовал идею соци­альной обусловленности развития: «...свободного ребенка не существует, а существует ребенок, отражающий всевозможные воспитательные влияния среды, поэтому во все проявления ребенка необходимо ввести значительные социальные поправки»[171, с. 16]. Он признает деятельную активность ре­бенка, сравнивает его с исследователем, который бесстрашно отправляется в путешествие по жизни, приобретая в результате своей деятельности первый житейский опыт. «Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях ок­ружающей их жизни»[172, с.108].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.