Быстрый переход к готовым работам
|
Социально-педагогические потенциалы краеведческой деятельностиПрежде чем раскрыть социально-педагогические потенциалы краеведческой деятельности необходимо выяснить суть понятий «краеведение» и «деятельность». С точки зрения В.С.Кукушина под деятельностью понимается активность субъекта (в нашем случае сельского школьника), направленная на изменение мира, на производство или порождение определённого объективированного продукта материальной или духовной культуры[71, с. 13]. По мнению Б.П.Есипова «деятельность - специфическая- человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в. интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс»! 114, с. 10]. Итак, мы выяснили, деятельность - важная форма проявления человека в окружающей действительности. Что же понимается под «краеведением» и какую роль может играть краеведческая деятельность в формировании позитивного социального опыта сельских школьников через активное освоение и преобразование окружающей среды? Анализ педагогической литературы, документов и педагогической практики показал, что школьное краеведение определялось как «изучение родного края в школе» или «изучение местного края в школе». Но единого общепринятого определения в педагогической науке выработано не было. Теоретики педагогики и краеведения определяли его по-разному, и основной вопрос свёлся к следующему, к какой- педагогической категории следует его отнести? Этот вопрос имеет свою историю и ведёт начало со времени развития в педагогике идей «родиноведения» и «локализации», в связи с которыми тоже ставились вопросы о том, чем должно быть изучение местного края в школе: отдельным учебным предметом, частью географии, принципом или методом обучения. Это связано также и с постановкой вопроса о том, как следует рассматривать краеведение вообще. Так, некоторые учёные относили краеведение к географии и рассматривали его как «маленькую географию», как одну из географических наук, состоящую в локальном и комплексном изучении своей местности, другие - как принцип научного познания края, третьи - как метод научного исследования края, четвёртые - как форму общественно-научной работы на местах и как форму содействия социалистическому строительству на местах путём всестороннего и научного изучения данного района или края[151, с.24-26]. Краеведение, по определению А.В.Луначарского, возникло и получило развитие как «всенародное научное обследование нашей собственной* страны», которое было «поставлено у нас как нигде в мире»[78, с.326]. Попытки возвратиться к суждениям «родиноведов» и рассматривать краеведение для начального обучения как метод и для старших классов как предмет были безуспешными. Так, И.Сивков в 1924 г. на страницах «Педагогической мысли» утверждал, что краеведение это метод, способствующий раскрытию общих понятий и обогащению знаниями из разных областей науки на близком, местном материале. Но эта мысль не получила поддержки. А.М.Большаков пишет: «Краеведение в школе не какой-то особый предмет среди других школьных предметов, оно - метод, с помощью которого учащиеся становятся в положении исследователей»[9, с. 192-196]. В официальных документах применялось также понятие о краеведении, как «методе педагогической работы». В таком понимании оно охарактеризовано в письме наркома просвещения А.В .Луначарского «О работе краеведческих организаций»: «Школьные работники, участвуя в краеведческих обществах, сами повышают свою квалификацию и добывают краеведческий материал, необходимый для учебных занятий в школе, учащиеся с малых лет приобретают навыки к наблюдению и изучению природных явлений»[78, с.91-92]. С его точки зрения краеведение такой педагогический метод, который характеризуется участием учителей в краеведении с целью собирания необходимого для учебных целей материала, а также вовлечением в краеведческую работу учащихся. Таким образом, с нашей точки зрения, единого определения, единого понятия о краеведческом методе в педагогике не сложилось. Но до сих пор учителя употребляют термин «краеведческий метод» и понимают его как применение местного материала в обучении, связывая его с преподаванием общеобразовательных знаний и обогащением учащихся знаниями о родном крае[37, 64]. Наряду с отнесением краеведения к числу методов обучения в педагогических статьях шла речь о краеведении как принципе обучения. Например, П.П.Блонский насыщение уроков местным материалом именует «педагогическим принципом»[7, с.360]. Понятие о краеведении, как о принципе, и о его сущности в обучении было весьма обстоятельно освещено в «Педагогической энциклопедии» Б.П.Есиповым. Он указывал, что «краеведческое начало» даёт большие методические преимущества для развития самостоятельности детей, соприкосновения их непосредственно с изучаемым объектом и осуществления в обучении правила «от близкого к далёкому»[114, с. 170]. «Краеведение» как деятельность трактуется в энциклопедии. Это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами местного населения. Раз краеведение - это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему, то функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие му- зеи[106, с.179]. ‘
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html |
|