У нас уже 109107 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социально-педагогические потенциалы краеведческой деятельности

Прежде чем раскрыть социально-педагогические потенциалы краевед­ческой деятельности необходимо выяснить суть понятий «краеведение» и «деятельность». С точки зрения В.С.Кукушина под деятельностью понимает­ся активность субъекта (в нашем случае сельского школьника), направленная на изменение мира, на производство или порождение определённого объек­тивированного продукта материальной или духовной культуры[71, с. 13]. По мнению Б.П.Есипова «деятельность - специфическая- человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целе­сообразное изменение в. интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс»! 114, с. 10]. Итак, мы выяснили, дея­тельность - важная форма проявления человека в окружающей действитель­ности. Что же понимается под «краеведением» и какую роль может играть краеведческая деятельность в формировании позитивного социального опыта сельских школьников через активное освоение и преобразование окружаю­щей среды?

Анализ педагогической литературы, документов и педагогической практики показал, что школьное краеведение определялось как «изучение родного края в школе» или «изучение местного края в школе». Но единого общепринятого определения в педагогической науке выработано не было. Теоретики педагогики и краеведения определяли его по-разному, и основной вопрос свёлся к следующему, к какой- педагогической категории следует его отнести? Этот вопрос имеет свою историю и ведёт начало со времени разви­тия в педагогике идей «родиноведения» и «локализации», в связи с которыми тоже ставились вопросы о том, чем должно быть изучение местного края в школе: отдельным учебным предметом, частью географии, принципом или методом обучения.

Это связано также и с постановкой вопроса о том, как следует рассмат­ривать краеведение вообще. Так, некоторые учёные относили краеведение к географии и рассматривали его как «маленькую географию», как одну из гео­графических наук, состоящую в локальном и комплексном изучении своей местности, другие - как принцип научного познания края, третьи - как метод научного исследования края, четвёртые - как форму общественно-научной работы на местах и как форму содействия социалистическому строительству на местах путём всестороннего и научного изучения данного района или края[151, с.24-26].

Краеведение, по определению А.В.Луначарского, возникло и получило развитие как «всенародное научное обследование нашей собственной* стра­ны», которое было «поставлено у нас как нигде в мире»[78, с.326].

Попытки возвратиться к суждениям «родиноведов» и рассматривать краеведение для начального обучения как метод и для старших классов как предмет были безуспешными. Так, И.Сивков в 1924 г. на страницах «Педаго­гической мысли» утверждал, что краеведение это метод, способствующий раскрытию общих понятий и обогащению знаниями из разных областей нау­ки на близком, местном материале. Но эта мысль не получила поддержки.

А.М.Большаков пишет: «Краеведение в школе не какой-то особый предмет среди других школьных предметов, оно - метод, с помощью которо­го учащиеся становятся в положении исследователей»[9, с. 192-196].

В официальных документах применялось также понятие о краеведении, как «методе педагогической работы». В таком понимании оно охарактеризо­вано в письме наркома просвещения А.В .Луначарского «О работе краеведче­ских организаций»: «Школьные работники, участвуя в краеведческих обще­ствах, сами повышают свою квалификацию и добывают краеведческий мате­риал, необходимый для учебных занятий в школе, учащиеся с малых лет приобретают навыки к наблюдению и изучению природных явлений»[78, с.91-92]. С его точки зрения краеведение такой педагогический метод, кото­рый характеризуется участием учителей в краеведении с целью собирания необходимого для учебных целей материала, а также вовлечением в краевед­ческую работу учащихся.

Таким образом, с нашей точки зрения, единого определения, единого понятия о краеведческом методе в педагогике не сложилось. Но до сих пор учителя употребляют термин «краеведческий метод» и понимают его как применение местного материала в обучении, связывая его с преподаванием общеобразовательных знаний и обогащением учащихся знаниями о родном крае[37, 64].

Наряду с отнесением краеведения к числу методов обучения в педаго­гических статьях шла речь о краеведении как принципе обучения. Например, П.П.Блонский насыщение уроков местным материалом именует «педагоги­ческим принципом»[7, с.360]. Понятие о краеведении, как о принципе, и о его сущности в обучении было весьма обстоятельно освещено в «Педагоги­ческой энциклопедии» Б.П.Есиповым. Он указывал, что «краеведческое на­чало» даёт большие методические преимущества для развития самостоятель­ности детей, соприкосновения их непосредственно с изучаемым объектом и осуществления в обучении правила «от близкого к далёкому»[114, с. 170].

«Краеведение» как деятельность трактуется в энциклопедии. Это изу­чение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами местного населения. Раз краеведение - это связую­щая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему, то функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие му- зеи[106, с.179].     ‘

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.