Быстрый переход к готовым работам
|
Анализ опыта организации краеведческой деятельности сельских школьников в РоссииВ нашей стране интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований в начале XVIII века и связано с указом Петра I (от 12 февраля 1718г.), в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит, награждать[111]. Одним из первых организаторов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушкин. Работая в Ялуторовской женской школе, он практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами с целью изучения окружающей природы. Педагогическую целесообразность краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д.Ушинский. «Отечествоведение» - так определил он эту отрасль знаний[ 163, с. 140-141]. - Благодаря передовым педагогам и методистам рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786г. А «Школьный устав» 1804г. рекомендовал не только устраивать прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия. Наиболее образованные и передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого свои небольшие по составу организации - общества, существовавшие на их собственные средства или средства меценатов. Во второй половине XIX века одним из первых было создано Общество любителей естествознания. Наиболее успешную работу вело в Екатеринбурге Уральское общество любителей естествознания, его активными членами были А.П.Карпинский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.К.Чуприн и другие ученые и писатели. Общество избрало в качестве почетных членов Д.И.Менделеева, Н.А.Норденшельда, И.П.Павлова, Н.М.Пржевальского, К.А.Тимирязева. Общество занималось просветительной деятельностью среди населения, организуя лекции и экскурсии, чем внесло свой вклад в зарождение экскурсионного дела. С возникновением краеведения в России связана также деятельность Русского горного общества. Возникнув в 1900г., оно просуществовало до 1927г. Его учредителями были ученые, снискавшие своими трудами мировую славу: Д.Н.Анучин, В.И.Вернадский, И.В.Мушкетов, П.П.Семенов- Тянь-Шанский. Членами общества были писатель В.А.Гиляровский, океанограф Ю.М.Шокальский и другие ученые энтузиасты. Общество внесло элементы организованности в экспедиции, экскурсии: давало проводников, страховало участников походов, экскурсий и восхождений в горы и предоставляло возможность отдохнуть в горном приюте. Дальнейшему развитию экскурсионного дела способствовала практика экскурсионных комиссий учебных округов, отчеты которых публиковались в «Экскурсионном вестнике», они свидетельствуют о расширении тематики экскурсий. В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт- Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего срока г обучения проводилось 50 экскурсий. Из них и течение года в каникулярное время организовывалось по 3—4 экспедиции. Октябрьская революция положила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с другим мировоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном неграмотные, проявили стремление к знаниям, истории, культуре[174]. v 1918 год является годом зарождения государственной системы краеведческой деятельности с учащимися. По предложению Н.К.Крупской в целях урегулирования приёма школьников и помощи им Народный Комиссариат Просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий как часть подотдела наглядных пособий отдела Народных школ[66]. Через год в Петрограде при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса создана экскурсионная станция, которая, поставив перед собой задачу организации экскурсионного дела в школах, прежде всего, начала создавать загородные естественноисторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. В окрестностях Петрограда было организовано шесть таких станций. Здесь изучались методика преподавания природоведения, ботаники, зоологии, физиологии, геологии с основа
ми почвоведения, лабораторная техника. Пребывание экскурсантов завершается новой активной формой работы - экскурсией-кочёвкой, совмещающей экскурсионное обслуживание с прохождением маршрута. Краеведческая деятельность за период 1918 - 1928 гг. была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме многодневных путешествий, экскурсий - «кочёвок». Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов[111]. Ориентация советской школы в 20-е гг. на всестороннее развитие личности школьника оказала положительное влияние на краеведческую деятельность. Этому способствовали введенные в. школу комплексные программы, в которых ставились задачи связи обучения и воспитания с жизнью. Экскурсии-кочёвки стали формой работы, переходной к изыскательской деятельности школьников, которая с 1924 года ведётся уже по заданиям государственных органов. В дальнейшем, в связи с ростом числа экскурсий и путешествий появилась необходимость в координации их руководства. Это привело к созданию Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе. Центральная,опытная экскурсбаза выпускает сборник «Экскурсии в сельской школе 1-й ступени» и письмо-обращение «Даёшь кружок юных путешественников», что можно рассматривать как начальный этап становления кружковой работы в государственной системе краеведческой деятельности с детьми. В последующие годы идёт дальнейшее совершенствование экскурсионного дела: начинают проводиться делегатские экскурсии-конференции учащихся и учителей школ различных типов и актива внешкольных учреждений и организаций; организуются первые передвижные выставки по школьному краеведению; образуется специальное экскурсионно-туристское учреждение, которое было включено в систему учреждений Центрального Бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ. Это новое учреждение получило название «Центральная Детская Экскурсионная Туристская Станция», в основные задачи которой входило содействие развитию экскурсионно-туристской работы в школах, пионерских клубах, отрядах и отдельных группах и кружках[174]. Известный подход, предполагающий общественную или научную пользу краеведческих исследований со школьниками, скажем, в туристских походах, был актуален в 20-30-х годах, из-за понятного недостатка научных кадров и сведений. Краеведческая деятельность среди детей объявляется одним из наиболее актуальных и необходимых приёмов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей. План отныне утверждается на федеральном, уровне, рекомендуется установить, план экскурсионных маршрутов краевого и областного значения в соответствии с программами и типом школ. Каждой школе отныне предписывается, в соответствии с программами, включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий в по- ' рядке учебной работы школы. Руководство-краеведческой работой возлагается на руководителей государственных органов народного образования.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html |
|