У нас уже 109106 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Анализ опыта организации краеведческой деятельности сельских школьников в России

В нашей стране интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России относится к эпо­хе преобразований в начале XVIII века и связано с указом Петра I (от 12 фев­раля 1718г.), в котором предписывалось докладывать царю обо всех любо­пытных находках, а тех, кто их обнаружит, награждать[111]. Одним из пер­вых организаторов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушкин. Работая в Ялуторовской женской школе, он практиковал лет­ние походы и экскурсии со своими воспитанницами с целью изучения окру­жающей природы. Педагогическую целесообразность краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д.Ушинский. «Отечествоведение» - так определил он эту отрасль знаний[ 163, с. 140-141].                                                                                                         -

Благодаря передовым педагогам и методистам рекомендации о прове­дении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786г. А «Школьный устав» 1804г. рекомендовал не только устраивать про­гулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ре­месленников и другие предприятия. Наиболее образованные и передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого свои небольшие по составу организации - обще­ства, существовавшие на их собственные средства или средства меценатов. Во второй половине XIX века одним из первых было создано Общество лю­бителей естествознания. Наиболее успешную работу вело в Екатеринбурге Уральское общество любителей естествознания, его активными членами бы­ли А.П.Карпинский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.К.Чуприн и другие ученые и пи­сатели. Общество избрало в качестве почетных членов Д.И.Менделеева, Н.А.Норденшельда, И.П.Павлова, Н.М.Пржевальского, К.А.Тимирязева. Об­щество занималось просветительной деятельностью среди населения, орга­низуя лекции и экскурсии, чем внесло свой вклад в зарождение экскурсион­ного дела. С возникновением краеведения в России связана также деятель­ность Русского горного общества. Возникнув в 1900г., оно просуществовало до 1927г. Его учредителями были ученые, снискавшие своими трудами ми­ровую славу: Д.Н.Анучин, В.И.Вернадский, И.В.Мушкетов, П.П.Семенов- Тянь-Шанский. Членами общества были писатель В.А.Гиляровский, океано­граф Ю.М.Шокальский и другие ученые энтузиасты. Общество внесло эле­менты организованности в экспедиции, экскурсии: давало проводников, страховало участников походов, экскурсий и восхождений в горы и предос­тавляло возможность отдохнуть в горном приюте. Дальнейшему развитию экскурсионного дела способствовала практика экскурсионных комиссий учебных округов, отчеты которых публиковались в «Экскурсионном вестни­ке», они свидетельствуют о расширении тематики экскурсий. В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт- Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего срока

г

обучения проводилось 50 экскурсий. Из них и течение года в каникулярное время организовывалось по 3—4 экспедиции. Октябрьская революция поло­жила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с другим ми­ровоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном неграмот­ные, проявили стремление к знаниям, истории, культуре[174].                                                          v

1918 год является годом зарождения государственной системы крае­ведческой деятельности с учащимися. По предложению Н.К.Крупской в це­лях урегулирования приёма школьников и помощи им Народный Комисса­риат Просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскур­сий как часть подотдела наглядных пособий отдела Народных школ[66]. Че­рез год в Петрограде при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса соз­дана экскурсионная станция, которая, поставив перед собой задачу организа­ции экскурсионного дела в школах, прежде всего, начала создавать загород­ные естественноисторические станции для проведения экскурсий со школь­никами под руководством опытных педагогов. В окрестностях Петрограда было организовано шесть таких станций. Здесь изучались методика препода­вания природоведения, ботаники, зоологии, физиологии, геологии с основа­

 

ми почвоведения, лабораторная техника. Пребывание экскурсантов заверша­ется новой активной формой работы - экскурсией-кочёвкой, совмещающей экскурсионное обслуживание с прохождением маршрута. Краеведческая дея­тельность за период 1918 - 1928 гг. была сосредоточена во внешкольных ор­ганизациях и проводилась в форме многодневных путешествий, экскурсий - «кочёвок». Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственно­го труда и кустарных промыслов близлежащих районов[111].

Ориентация советской школы в 20-е гг. на всестороннее развитие лич­ности школьника оказала положительное влияние на краеведческую деятель­ность. Этому способствовали введенные в. школу комплексные программы, в которых ставились задачи связи обучения и воспитания с жизнью. Экскур­сии-кочёвки стали формой работы, переходной к изыскательской деятельно­сти школьников, которая с 1924 года ведётся уже по заданиям государствен­ных органов.

В дальнейшем, в связи с ростом числа экскурсий и путешествий появи­лась необходимость в координации их руководства. Это привело к созданию Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе. Центральная,опытная экскурсбаза выпускает сборник «Экскурсии в сельской школе 1-й ступени» и письмо-обращение «Даёшь кружок юных путешест­венников», что можно рассматривать как начальный этап становления круж­ковой работы в государственной системе краеведческой деятельности с детьми. В последующие годы идёт дальнейшее совершенствование экскур­сионного дела: начинают проводиться делегатские экскурсии-конференции учащихся и учителей школ различных типов и актива внешкольных учреж­дений и организаций; организуются первые передвижные выставки по школьному краеведению; образуется специальное экскурсионно-туристское учреждение, которое было включено в систему учреждений Центрального Бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ. Это новое учре­ждение получило название «Центральная Детская Экскурсионная Туристская Станция», в основные задачи которой входило содействие развитию экскур­сионно-туристской работы в школах, пионерских клубах, отрядах и отдель­ных группах и кружках[174].

Известный подход, предполагающий общественную или научную пользу краеведческих исследований со школьниками, скажем, в туристских походах, был актуален в 20-30-х годах, из-за понятного недостатка научных кадров и сведений. Краеведческая деятельность среди детей объявляется од­ним из наиболее актуальных и необходимых приёмов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехниче­ской подготовки детей. План отныне утверждается на федеральном, уровне, рекомендуется установить, план экскурсионных маршрутов краевого и обла­стного значения в соответствии с программами и типом школ. Каждой школе отныне предписывается, в соответствии с программами, включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий в по- ' рядке учебной работы школы. Руководство-краеведческой работой возлага­ется на руководителей государственных органов народного образования.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.