Быстрый переход к готовым работам
|
Источники финансирования государственных высших учебных заведенийДля осуществления своей основной деятельности государственным высшим учебным заведениям необходимы финансовые средства, при чем развитие образования характеризуется постоянным ростом потребностей в них. Финансирование - это процесс наделения государственных высших учебных заведений денежными (а возможно и иными) средствами для осуществления их деятельности на основе утвержденных смет доходов и расходов. Проанализировав упоминания в разнообразных нормативных документах и сведения в экономической литературе, можем выделить следующие основные черты, присущие финансированию:
- экономичность - подразумевает правильное и рациональное
33 В настоящее время существуют различные позиции и точки зрения по поводу финансирования высшего образования. Поэтому прежде чем рассмотреть источники финансирования государственных высших учебных заведений в нашей стране, обратимся к зарубежному опыту. При всем многообразии направлений финансовых потоков в образовании в развитых странах Запада на сегодняшний день сложились три основные финансово-экономические модели образования. При этом следует отметить, что в чистом виде они встречаются редко. 1. Модель финансирования образования, ориентированная на свободный рынок. Данная модель характеризуется ограничением расходов на образование со стороны государства и минимизацией его финансовых обязательств перед высшим образованием. Бесплатным может быть только среднее образование. «Эта модель побуждает государственные учебные заведения становиться субъектами рынка, при этом предполагается рост прибыли учебного заведения и приведение «рвения к образованию» в соответствие с финансовыми издержками на образование со стороны государства и отдельных лиц согласно спросу рынка труда» [И.В. Ишина, с.ЗО]. Кроме того, указанная модель финансирования образования характеризуется повышением относительной юридической независимости учебных заведений от государства. Это выражается, прежде всего, в передаче средств государственного, регионального и муниципального бюджетов под ответственность учебных заведений и в свою очередь сопровождается строгим контролем за использованием средств со стороны властных структур. Изменения претерпевает оплата труда преподавателей, размеры которой устанавливаются исходя из результатов их деятельности по подготовке обучаемых. Но такая модель финансирования не нашла широкого применения в зарубежной практике финансирования образования.
34 2. Финансово-экономическая модель образования, исходящая из При этом государство берет на себя всю ответственность за финансирование образования, увеличивая расходы на образование, за счет повышения уровня налогообложения. Возможности увеличения государственной финансовой поддержки образования зависят от размеров ВВП, приоритетов бюджетно-финансовой и социальной политики государства, выраженных через соответствующие размеры бюджетных расходов на образование и т.д. 3. Финансово-экономическая модель образования, основанная на «Финансирование образования должно осуществляться через усиление ориентации образовательного продукта, производимого учебными
35 заведениями, на потребителя и через поддержку политики привлечения всех частных потребителей к финансированию образования». [И.В. Ишина, с. 33]. При сохранении объемов государственного финансирования образования предпочтение отдается повышению вложений обучаемого или заинтересованных в его обучении лиц. Модель является открытой для частичной приватизации системы образования и заключения договоров на подготовку студентов с фирмами для выполнения образовательной деятельности. При этом стратегия финансирования образования и обучения строится не на снижении общих государственных расходов на образование, а на инвестировании государственных средств в решение ключевых задач образования и на привлечении всех частных потребителей к финансированию образования. Говоря о государственном участии в финансировании образования, следует отметить, что существуют разнообразные механизмы распределения государственных средств в систему образования. Используемые в практике финансирования образования методы и формы «передачи» государственных ассигнований условно можно классифицировать следующим образом: -финансирование осуществляется под издержки учебного заведения, в этом случае финансовые потоки из бюджетов непосредственно поступают в учреждение образования - производителям образовательных услуг; - посредником между бюджетом и учебным заведением выступает - движение бюджетных финансовых потоков носит опосредованный
36 -государство устанавливает формы косвенной поддержки учебных заведений и обучающихся через предоставление разнообразных льгот. Как в первом, так и во втором случае движение бюджетных финансовых средств в конечном счете приводит к поступлению определенного объема ассигнований в распоряжение учебного заведения. Но государство поддерживает образовательные учреждения не только посредством прямого финансирования, но и в разнообразных формах финансовой помощи студентам, а также используя методы регулирования и стимулирования деятельности учебных заведений, в частности через льготную систему налогообложения.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/34634.html |
|