Быстрый переход к готовым работам
|
Роль Уполномоченного по правам человека в региональном механизме защиты правКонституция Российской Федерации определяет особое положение человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений. Именно поэтому одним из фундаментальных принципов конституционного строя России является обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Данную обязанность призваны выполнять, органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения. Они должны обеспечивать права и свободы на всей территории страны, в рамках своих полномочий присущими им способами, методами и средствами. Определяющую роль здесь играет государство в лице его органов и должностных лиц. «Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина - одна из основных его функций, т.е. главная цель и ведущее направление его деятельности»[1]. Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина осуществляется различными органами государства, как федеральными, так и субъектов Российской Федерации. Несмотря на различный масштаб деятельности, а также вид и объем полномочий (компетенции), органы государственной власти образуют единую систему, которая в научной и учебной литературе определяется через категорию «механизм», рассматриваемую в различных аспектах[2]. Современная теоретическая конструкция механизма охраны и защиты личности имеет различные модификации, в частности, «охранительный механизм обеспечения прав и свобод граждан», «механизм защиты субъективных прав», «механизм реализации личных прав и свобод». Нередко под механизмом охраны и защиты прав личности понимаются гарантии: материальные, политические, идеологические, юридические, организационные, оперативные и другие[3]. Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Защита прав человека и гражданина неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных. Одно из содержательных определений механизма обеспечения прав личности представил В.И. Гойман. Он рассматривает механизм как «комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационноуправленческого, идеологического (социально-психологического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющими своим назначением обеспечить реальное действие закона, т.е. создать условия, при которых граждане, их объединения и организации согласуют свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей»[4]. Условием осуществления механизма являются нормы конституционного и других отраслей права, регулируемые нормами общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод, институты, обеспечивающие реализацию, а в необходимых случая защиту, прав и свобод личности. Можно сказать, что механизм обеспечения прав и свобод человека представляет собой конституционно установленную систему средств и методов направленную на создание условий для реализации личностью законных интересов и потребностей. К задачам механизма относятся охрана, защита и восстановление нарушенных прав. Внешними организующими структурами механизма обеспечения прав и свобод являются различные социальные учреждения. К их числу относятся: органы государственной власти; органы местного самоуправления; общественные объединения граждан; международные правительственные организации; международные неправительственные организации. Применительно к субъектам Российской Федерации следует выделить ряд институтов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод личности: - законодательный (представительный) орган государственной власти и парламентские институты защиты прав (специализированные комиссии и комитеты, депутатские слушания, парламентские расследования, приемные по жалобам граждан); - исполнительный орган государственной власти (приемные по жалобам граждан, комиссии по правам человека при главах субъектов РФ); - суды (включая конституционную юстицию), мировые судьи субъектов РФ; - прокуратура; - Уполномоченный по правам человека; - избирательные комиссии субъектов РФ; - органы местного самоуправления; - общественные объединения, включая правозащитные организации. В зависимости от особенностей субъекта применения мер принудительного характера к правонарушителю различают две основные формы защиты права - юрисдикционную и неюрисдикционную[5] [6].
[1] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., Изд-во МГУ, Изд группа ИНФРА * М-НОРМА, 1997. С. 249. [2] См., например: Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1967. С. 72 и далее; Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. Уфа, 1991. С. 50; Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник М., Былина, 1998. С. 37 и далее; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. С. 136 и далее. [3] См., например: Чхиквадзе B.M. Гарантировано Конституцией. М., 1979; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. M., 1979; Мордовец А.С. Социальноюридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. [4] Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Государство и право. 1991. №12. С. 12-13. См., например: Базилевич И.Н. О формах защиты гражданских прав // Российский юридический журнал. 2001. №3. С. 64-65. [6] См.: Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. СПб., 1996. С. 264 и далее.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|