У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Психологическая и образовательная составляющие уклада жизни

При рассмотрении вопроса о психологической составляющей уклада жизни мы опирались на идеи, содержащиеся в следующих психологических теориях и исследованиях.

Прежде всего это воззрения психологов на понятие личности в современной психологии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выгодский, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина), которые позволили нам в психологической составляющей уклада жизни выделить внутреннее - психическое: убеждения, образы, эмоции, мотивы, и внешнее - деятельностное: слова, дела, поступки.

Далее, мы опирались на работы психологов в области духовно­нравственного развития личности (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков),

 

.          •         71                                         •           ,

концепцию целостного развития человека (Л.Ф. Шеховцова)* индивидуальную теорию личности (А. Адлер), интегративную антропологию (М.Я. Дворецкая).

Раскрывая психологическую составляющую уклада жизни, мы будем исходить из того, что носителем уклада является личность, которая реализует уклад своей личной жизни в ближайшем окружении - в семье. Здесь логика исследования может выстраиваться по двум направлениям:

•         личность (ребенок, подросток, юноша-девушка) воспитывается в семье, которая имеет уклад (образ жизни и сложившуюся систему духовно­нравственных ценностей), и в этом случае личность усваивает этот уклад жизни и способы его трансляции;.

•   личность уже в сознательном- возрасте в силу ряда причин приходит к . пониманию необходимости воссоздания уклада своей личной жизни и

проектирует воссоздание уклада семейной- жизни ', (реально существующей или будущей семьи) в определенной культурной и религиозной традиции. В какой-то мере личность, живущая укладно, может способствовать формированию уклада в ближайшем! социальном; окружении (профессиональном коллективе, школе, ДОУ и т. д ).

Как мы определили в ранее, «уклад жизни» — это установившийся порядок, отраженный в образе жизни- включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей* наработанных и усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях культурных ценностей^ идеалов, СМЫСЛОВ, норм; И; форм деятельности. Понятие «уклад жизни» определено через понятие «образ жизни». В современной научной литературе существуют еще одно понятие: «стиль жизни» (или «жизненный стиль»). Сравним эти три понятия.

Существует ряд определений понятия образа жизни. Например, образ жизни■ по словарю С.И. Ожегова* означает порядок, направление, способ жизни. Образ жизни - понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией: Охватывает труд, быт, формы использования свободного времени,

удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной и политической жизни, нормы и правила поведения людей (Советский энциклопедический словарь, 1987).                                                               ^

Специалисты по формированию индивидуального здоровья и здорового образа жизни оперируют следующим определением. Образ жизни - это устойчивая, долговременная система отношений человека с природой и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества (Колбанов, 1998, с. 135).

Стиль (С.И. Ожегов) - это 1) характерный вид, разновидность чего- нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах; 2) метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности.

Стиль жизни выражает особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни - это существенный признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни (Колбанов, 1998, с. 182).

Термин «стиль жизни» (в первоначальном варианте «жизненный план» или «путеводный образ») введен А. Адлером и включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. У каждого человека стиль жизни неповторим. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, то есть каждый человек имеет возможность создавать свой собственный стиль жизни. Стиль жизни, по Адлеру, - это «уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения» (Хьелл, 1997, с. 211).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422848.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.