У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Современное российское природоохранное законодательство

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, декларировано право каждого человека на благоприятную природную среду. «Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности»[1].

 

Конституция Российской Федерации относит вопросы охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации (ст. 72).

Многие республики (Башкортостан, Карелия, Марий Эл, Северная

Осетия - Алания, Тыва, Хакасия, Чувашия, Якутия) приняли свои собственные законы, развивающие положения Закона РСФСР «Об охра­не окружающей природной среды». Такой пуп. не только приемлем, но и легитимен. Например, в республике Башкортостан принят закон от 2 июня 1997 года № 93-з «Об экологической безопасности Республики Башкортостан». В Карелии принят закон «Об уникальных исторических и природно-ландшафтных территориях», в Хакасии - «Об особо охра­няемых территориях и объектах» (еще до принятия такого закона в Российской Федерации). В Республике Саха (Якутия) принят закон «Об административной ответственности за экологические правонаруше­ния». Он предусматривает 70 экологических административных правонарушений (по отдельным природным объектам) с конкретными размерами штрафов. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, как известно, безнадежно устарел.

На основе сказанного представляется, что природоохранительное и природно-ресурсное законодательство, отнесенное ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нуждается прежде всего в интенсивном федеральном регулировании и четком соблюдении конституционного принципа непротиворечивости федеральных законодательных актов и законодательств субъектов Российской Федерации, однако высшие законодательные органы субъектов Российской Федерации принимают в настоящее время законы и иные нормативные правовые акты, некоторые из которых либо опережают федеральные, либо, к сожалению, не всегда соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.

Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что многие соглашения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, заключенные в развитие договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, по своему содержанию фактически перераспределяют полномочия в системе исполнительной власти в пользу Российской Федерации. Тем самым развитие этого вида договорного процесса в перспективе ограничит область применения названных договоров регулированием вопросов передачи предметов ведения с Российской Федерацией или исключительного ведения последней. Тем более, что эти вопросы, конституционно отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, не могут быть перераспределены федеральными законами без внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации.

Основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере всей природной среды, является Закон «Об охране окружающей природной среды», принятый Верховным Советом РСФСР 19 декабря 1991 года. В нем закреплена компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней, а также органов экологического контроля в области охраны природной среды (ст. ст. 5-10, 68-71). К бесспорным достоинствам Закона можно отнести закрепление системы нормативов вредного воздействия как критериев качественного состояния природной среды (ст. ст. 25-34).

Закон содержит также нормы, касающиеся порядка и основания проведения экологической экспертизы (ст. ст. 35-38), разрешения споров в области охраны природы (ст. ст. 78-80), ответственности за совершение экологических правонарушений (ст. ст. 81-85) и ряда других вопросов.

Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет систему природоохранительных органов, принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, устанавливает перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, при вводе в эксплуатацию и при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов, включает ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранительные отношения.

При знавая ведущую роль этого Закона, одновременно нельзя не отметить:         несвоевременный учет назревших изменений в

природоохранной деятельности привел к тому, что практическое использование названного Закона сегодня в некоторых случаях оказывается несколько затруднительным из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине отсутствия регламентации сложившихся на практике правоотношений.

Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды не ограничивается указанным Законом, она весьма обширна и многообразна. Сегодня на разной стадии разработки находятся более 30 законопроектов природоохранной направленности и еще несколько таких же законопроектов готовятся в Правительстве Российской Федерации, что говорит об актуальности экологических аспектов законотворческой деятельности. Разрабатываются законы, которые составят основу природоохранного права страны. К их числу относятся такие проекты, как «Об экологической безопасности», новая редакция Закона РСФСР «Об охране окружающей среды», «О питьевой воде», «О почвах».

Законодательство об охране природы на сегодняшний день объединяет примерно 4000 нормативных актов различной юридической силы[2]. Его особенностью является то, что в общем объеме нормативных актов преобладают подзаконные акты, а среди них ведомственные. Другими словами, многие общественные отношения в области природопользования и охраны природы регулируются не актами высшей юридической силы (законами), а подзаконными, чаще ведомственными актами. Такое положение вряд ли можно признать нормальным.

Среди предписаний имеется много технических норм, включение которых в нормативные акты придает им статус технико-юридических. Прежде всего это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, правил сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Кроме того, существует определенное количество правовых актов, принятых соответствующими органами бывшего СССР.

Особенностью правового регулирования природоохранительных отношений является то, что эколого-правовые предписания, адресованные как юридическим, так и физическим лицам, включаются в другие законодательные акты. Примером этого могут служить законодательные акты, регулирующие деятельность представительной и исполнительной власти, в том числе в области природопользования и охраны природы. Следует также назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принятый Государственной Думой 21.10.1994 г., где, в частности, закреплено, что владение, пользование и распоряжение природными объектами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба природе.

Нормы, направленные на охрану природной среды, содержатся в таких законах, как «О милиции», принятом 18. 04. 1991 г., «О безопасно­сти» от 05.03.1992 г. и других. Такие нормы содержатся кроме того в налоговом, жилищном и других законодательствах.

 


[1] «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Указ Прези­дента РФ от 10. 01, 2000 № 24 IS Российская гачета. 2000 г. 18 яни.

[2] Здесь и далее используются данные: Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за ис­полнением законодательства об охране окружающей природной среды. М., 1996. С. 8.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/452311.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.